Написать анализ стихотворения "Море" Жуковского

0 голосов
51 просмотров

Написать анализ стихотворения "Море" Жуковского


Литература (84 баллов) | 51 просмотров
Дан 1 ответ
0 голосов

План: 1. Автор и название стихотворения. 
2. История создания стихотворения / 
когда написано, по какому поводу, кому 
посвящено/. 
3. Тема, идея, основная мысль / о чем 
стихотворение /. Цитаты из текста, 
подтверждающие выводы. 
4. Какими художественными средствами 
раскрывается основная мысль автора, 
тема и идея стихотворения. / Если автор 
принадлежит к какой-либо литературной 
группировке: символист, акмеист, 
футурист, - то необходимо подобрать 
примеры, доказывающие, что перед нами 
произведение поэта-символиста, 
акмеиста или футуриста/. 
1) Подобрать в тексте «ключевые» слова 
и образцы, раскрывающие главную 
мысль поэта, составить «цепочки» 
ключевых слов. 
2) Проанализировать художественные 
приёмы, которые использует автор: 
метафоры, эпитеты, олицетворения, 
метонимии, сравнения. 
3) Необходимо помнить, что за счёт 
применения определённых 
художественных приёмов слово в стихе 
значит больше, чем в обыденной речи / 
т. е. больше своего лексического 
значения, которое зафиксировано в 
толковых словарях/. Слово приобретает 
новый смысл, возникают новые связи 
между словами. Так и создаётся 
поэтический образ, который отражает 
неповторимость художественной манеры 
автора. Необходимо обратить внимание 
на: 
А) Ритм стиха, стихотворный размер: 
Ямб U┴ 
Хорей ┴U 
Анапест UU┴ 
Амфибрахий U┴U 
Дактиль ┴UU 
Дольник 
Верлибр / свободный или белый стих/ 
Акцентный стих. 
┴-ударный слог; U-безударный слог; UU- 
пиррихий, /т. е. пропуск ударения в 
двусложном размере/. 
Б) Значимые перебои ритма, они несут 
смысловую нагрузку, помогают передать 
интонацию, настроение автора, создают 
мелодию: 
О как на склоне наших дней 8 слогов 
Нежней мы любим и суеверней… 10 
слогов, перебой ритма 
Сияй, сияй прощальный свет 8 слогов 
Любви последней, зари вечерней 10 
слогов, перебой ритма 
В) Рифмы 
Смежная/парная/ААВВ 
Перекрёстная АВАВ 
Рифма дополнительно связывает по 
смыслу рифмующиеся слова и строчки, 
создаёт новые значения слов. 
Г) Анафоры /одинаковое начало 
строчек/- как бы дополнительная рифма, 
только в начале стиха. 
Д) Переносы. Значение переносимого 
слова подчёркивается, на нём делается 
смысловой акцент: 
Знали бы вы, 
Ближний и дальний, 
Как головы 
Собственной жаль мне- 
Бога в орде! 
Степь, каземат- 
Рай – это где 
Не говорят! 
Е) Звуковые повторы/связывают по 
смыслу слова в строке, стихи в строфе, 
как бы «внутренняя рифма» /. 
И крутится в моём мозгу: 
Мазурка, море, смерть, Марина 
4) Композиция стихотворения, его 
деление на строфы /как соотносится 
смысл стихотворения и его деление на 
строфы. Представляет ли каждая строфа 
законченную мысль или в строфе 
раскрывается часть основной мысли. 
Сопоставлен или противопоставлен 
смысл строф. Значима ли для раскрытия 
идеи стихотворения последняя строфа, 
содержит ли вывод. 
5) Какую лексику использует автор: 
- бытовую, повседневную 
- литературную, книжную 
- публицистическую 
- архаизмы, устаревшие слова 
неологизмы, слова, созданные автором / 
«громокипящий кубок» / 
6) Образ лирического героя, как он 
соотносится с образом автора: 
- сам автор 
- рассказ от лица персонажа 
- автор играет какую-то 
роль /«поэтический театр» Цветаевой/.

(50 баллов)