Няня Пушкина, Арина Родионовна Яковлева, родилась 10 (21) апреля 1758 года. Мать ее, Лукерья Кириллова, и отец, Родион Яковлев, были крепостными, имели семерых детей. Арина было ее домашнее имя, а подлинное – Ирина или Иринья. Как крепостная крестьянка няня фамилии не имела. В документах (ревизские сказки, метрические церковные книги и т. д.) она названа по отцу – Родионовой, а в быту – Родионовной. Родионовной ее именовали уже под старость, как это делается иногда в деревнях. Сам Пушкин ни единого раза не назвал ее по имени, а в письмах писал «няня». В литературе она именуется чаще как Арина Родионовна, без фамилии, либо, реже, под фамилией Яковлева. Иногда, кстати, ее называли также Арина Матвеева – по мужу.
Ребенком она числилась крепостной подпоручика лейб-гвардии Семеновского полка графа Федора Алексеевича Апраксина. В 1759 году деревню, где жила Арина Родионовна, с людьми купил у Апраксина прадед А. С. Пушкина – А. П. Ганнибал. В 1781 году Арина вышла замуж за крестьянина Федора Матвеева. Жили они бедно, в хозяйстве не было даже скотины, понятно, почему Арина попросилась в няни.
В 1792 г. она была взята бабушкой Пушкина Марией Алексеевной Ганнибал в качестве няни для племянника Алексея. А в 1797 году у М. А. Ганнибал родилась внучка Ольга (старшая сестра поэта). После ее рождения Арина Родионовна была взята в семью Пушкиных. Арина была кормилицей сестры поэта, няней Пушкина и его брата. Вскоре после рождения дочери Сергей Львович вышел в отставку и переехал с семьей в Москву. Арина, как кормилица и няня Ольги Сергеевны, уехала вместе с ними.
«Была она настоящею представительницею русских нянь», – вспоминала об Арине Родионовне Ольга Сергеевна. Няня проживала у Пушкиных в Петербурге, на лето вместе с ними переезжая в Михайловское. Пушкин называл ее «мамушкой», относился к ней с теплотой и заботливостью.
Последние годы своей жизни она жила в Петербурге в семье сестры поэта, Ольги Пушкиной. Арина Родионовна скончалась в возрасте 70 лет, в 1828 году. Такова простая история жизни няни А. Пушкина, которую он называл «наперсницей волшебной старины», «подругой юности моей», «доброй подружкой» и т. д.