1) И. А. Гончаров в своей статье “Мильон терзаний”
писал: “Горе от ума” – есть и картина нравов, и галерея живых типов,
вечно острая жгучая сатира, и вместе с тем комедия.” Это поистине бессмертное произведение.
В пьесе, где изображён всего лишь один день в доме московского барина
Фамусова, Грибоедов затронул наиболее важные вопросы: о воспитании и
образовании, о службе отечеству и гражданском долге, о крепостном праве и
преклонении перед всем иностранным.
В доме Фамусова отношения между людьми построены на лжи и лицемерии. Их
основные занятия – “обеды, ужины и танцы” . И вот в этот дом, где все
пороки прикрыты показной добродетельностью, вихрем врывается Чацкий.
В основе пьесы лежит любовная драма, под которой скрываются социальный и
идеологический конфликты. В этих конфликтах и раскрываются все терзания
Чацкого, его трагедия. Чацкий приезжает в дом Фамусова к девушке,
которую любит, но эта девушка изменила ему. Чацкий страдает оттого, что
Софья предпочла ему недалёкого и услужливого Молчалина. Она целиком принадлежит фамусовскому обществу и не
может полюбить Чацкого, потому что он складом своего ума и души
полностью противостоит этому обществу. Поэтому личная драма Чацкого перерастает в общественную и определяет его
судьбу как одинокого мечтателя в фамусовском мире.