4. В каких случаях приведенные значения слов устарели:
1) поганый – язычник, ярый – мощный, позор – зрелище;
2) опасно – страшно, работа – дело, обман – ложь;
3) народ – люди, камень – булыжник, напасть – атаковать;
4) рота – клятва, томный – утомленный, работа – рабство.
5. В каком слове буква «а» на конце играет особую роль?
1) собака;
2) раба;
3) Волга;
4) тайга.
6. Найдите «4-ое лишее»:
1) точечка;
2) ситечко;
3) кошечка;
4) ложечка.
7. Что означает слово «лузер»?
1) игровой термин в бильярде;
2) пользователь компьютерной программы;
3) неудачник, невезучий человек;
4) партнер в карточной игре.
8. Назовите автора крылатого выражения Покой нам только снится.
1) А. Пушкин;
2) Н. Некрасов;
3) А. Блок;
4) В. Маяковский.
9. В диалектах Саратовской области встречаются следующие формы имен существительных: Всюжизню лечила свою болезню. Намазала грязей. На лошаде́ ездил.
Какое диалектное явление отражается в данных случаях?
1) своеобразие сочетания глаголов с существительными;
2) своеобразие распределения существительных по родам;
3) изменение склонения.
10. В словах какого ряда ударение падает на первый слог?
1) звонит, пасквиль, дефис;
2) иконопись, генезис, свекла;
3) табу, гуру, туника;
4) цемент, шасси, щавель.
11. В каком слове под ударением произносится [о] (орфографическиё)?
1) разношерстный;
2) оседлый;
бесхребетный.
12. Отметьте случаи неправильного определения лексического значения:
1) плеяда – группа выдающихся деятелей на каком-либо поприще
одной эпохи;
2) вернисаж – торжественное открытие выставки;
3) реноме – краткое изложение сути написанного или сказанного.
13. В каком ряду слов все аббревиатуры – существительные женского рода?
1) ООН, ГЭС, ГИБДД;
2) МИД, ТЮЗ, СГУ;
3) СГАУ, СОШ, СТО.
14. Определите характер ошибки в предложении Его коричневые глаза, казалось, видели всех насквозь.
1) смысловая избыточность (плеоназм);
2) смешение паронимов;
3) незнание «возраста» слова (отнесение его не к той эпохе);
4) нарушение лексической сочетаемости.
15. В каком из предложений есть формообразующая частица?
1) Пусть всегда будет солнце!
2) Как хороши, как свежи были розы!
3) Знаете ли вы, что произошло?
4) Именно эти водоросли и окрасили воду в зеленый цвет.
16. Отметьте предложение, в котором есть простое глагольное сказуемое.
1) Основным материалом литературы является слово.
2) Каждая мелочь этого дня врезалась ему в память.
3) Комната озарена блеском огня, пылающего в камине.
4) Любимым занятием моим с этих пор стало сидение над картой.
17. Какое из приведенных простых предложений можно переделать в сложное при помощи пунктуации?
1) Отговорила роща золотая березовым веселым языком..
2) Люблю грозу в начале мая.
3) Вижу лицо в морщинах.
4) Однажды в студеную зимнюю пору я из лесу вышел.
18. Сколько простых предложений входит в состав сложного (знаки препинания не расставлены)?
Если писатель хорошо видит то о чем пишет то самые простые и порой даже стёртые слова приобретают новизну действуют на читателя с разительной силой и вызывают у него те мысли какие писатель хотел ему передать.
1) 7;
2) 6;
3) 5;
4) 4.
19. Укажите сложное предложение, в составе которого есть простое неполное (знаки препинания не расставлены).
1) Лицо у нее [Лиды] горело и чтобы скрыть свое волнение она низко
точно близорукая нагнулась к столу и делала вид что читает
газету.
2) Слуги вышли навстречу и он [князь Андрей] расспрашивал о том где
был старый князь и скоро ли ждут его.
3) Пока устанавливали коляску и лошадей они прошли на паром.
4) Всё в саду неприветливо уныло хотелось в самом деле работать.