Можно с уверенностью сказать, что он и без этого провалился бы, так как 15 сентября французские войска все равно не могли бы проникнуть на германскую территорию после первых своих поражений.
Седанская катастрофа, действительно, решила не только вопрос о военной помощи, которую бонапартовская Франция могла или не могла получить, но и участь ее самой. Посланный — против своей воли — из Шалона новым правительством на выручку Базена маршал Мак-Магон с армией в 90 тыс. человек был настигнут и окружен в Седане силами немцев численностью более чем в 150 тыс. человек, и 1 сентября произошло генеральное сражение, длившееся целый день и захватившее уже самый район города.
Мак-Магон был ранен и выбыл из строя; его преемник Вимпфен, только что прибывший из Алжира, еще хотел продолжать бой, но вечером император, который находился при войсках, без согласования с командованием, выкинул белый флаг и послал парламентера в прусскую ставку. Солдаты, узнав об этом, пришли в ярость, ломали свои сабли и кричали: «измена!» и Наполеон поспешил прекратить переговоры.
Тем не менее на рассвете следующего дня он и вся армия численностью до 82 тыс. человек, включая раненых, со всеми генералами, сдались в плен. Император был отправлен в замок Вильгельмс- хэхе, близ Касселя, Мак-Магон был заперт в крепость Кениг- штейн, недалеко от Дрездена.