Работа с текстом 10-11 класс
Прочитайте текст, определите его стиль и тип речи.
(1)В то время как Пьер входил в окоп, он заметил, что на батарее выстрелов не слышно было, но какие-то люди что-то делали там. (2)Пьер не успел понять того, какие это были люди. (3)Он увидел старшего полковника, задом к нему лежащего на валу, как будто рассматривающего что-то внизу, и видел одного, замеченного им, солдата, который, прорываясь вперёд от людей, державших его за руку, кричал: «Братцы!» - и видел что-то странное.
(4)Но он не успел ещё сообразить того, что полковник был убит, что кричавший «братцы!» был пленный, что на глазах его был заколот в спину другой солдат. (5)Едва он вбежал в окоп, как худощавый, жёлтый, с потным лицом человек в синем мундире, со шпагой в руке, набежал на него, крича что-то. (6)Пьер, инстинктивно обороняясь от толчка, выставил руки и схватил этого человека (это был французский офицер) одной рукой за плечо, другой за горло, а офицер схватил Пьера за шиворот.
(7)Несколько секунд они испуганными глазами смотрели на чуждые друг другу лица, и оба были в недоумении о том, что они сделали и что им делать. (8) «Я ли взят в плен или он взят в плен мною?» – думал каждый из них. (9)Но, очевидно, французский офицер более склонялся к мысли, что в плен взят он, потому что сильная рука Пьера, движимая невольным страхом, всё крепче и крепче сжимала его горло. (10)Француз что-то хотел сказать, как вдруг над самой головой их низко и страшно просвистело ядро, и Пьеру показалось, что голова французского офицера оторвана: так быстро он согнул её.
(11)Пьер тоже нагнул голову и опустил руки. (12)Не думая более о том, кто кого взял в плен, француз побежал назад на батарею, а Пьер под гору, спотыкаясь на убитых и раненых, которые, казалось ему, ловят его за ноги. (13)Но не успел он сойти вниз, как навстречу ему показались плотные толпы бегущих русских солдат, которые, падая, спотыкаясь и крича, весело и бурно бежали на батарею.
Выполните следующие задания по морфологии и синтаксису.
1. Выпишите из первого абзаца все наречия.
2. Выпишите из 2-го абзаца субстантивированные существительные, образованные способом перехода.
3. Выпишите из 2-го абзаца три местоимения: личное, притяжательное, неопределённое.
4. Выпишите из 3-го абзаца собирательное числительное.
5. Выпишите из 3-го абзаца все страдательные причастия.
6. Выпишите из 8-го предложения все местоимения.
7. Выпишите из 4-го абзаца производный предлог.
8. Выпишите из 9-го предложения сочинительные союзы.
9. Выпишите из 13-го предложения все деепричастия.
10. Среди предложений 2-5 найдите сложноподчинённое с однородным подчинением.
11. Среди предложений 6-9 укажите те, в которых есть вводные слова и предложения.
12. В третьем абзаце найдите сложное предложение, состоящее из четырёх простых.
13. Найдите в тексте предложения с обособленными определениями. Укажите их номера.
14 Найдите обособленные обстоятельства и укажите цифрой их количество в тексте.
15. Среди предложений 8-12 укажите сложное предложение с союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связью.
16. Напишите номер единственного в тексте простого предложения.