Гроза интересовала Тютчева, как обновление жизни,
озарение её смысла изнутри. Природа и душа соединялись, этого не было в минуты
покоя и тишины. Гроза – желание, в грозу внутренние силы души человеческой
находят выход. Гроза делает жизнь более интенсивной, более яркой.
Перед нами единый поэтический образ – гроза, который
воспринимается читателем как юное существо, полное буйной и радостной силы.
Гроза – явление природы, воссоздается поэтом со многими характерными её
чертами.
Весна утверждает себя грозой. До этого в природе
боренье: кому быть – зиме или весне. Мы знаем – весне. Но нередко после теплых
дней наступает похолодание. А вот после первой грозы утверждается ВЕСНА.
Она пришла. И после весенней грозы все идет в рост. Молодые листочки не боятся
стужи.
Идея единства природы и человека, как ее
неотъемлемой части, передается в стихотворении с помощью сквозных образов неба,
воды, солнца. Тютчев олицетворяет природные явления, приписывая им черты
человека. В «Весенней грозе» гром резвится и играет, как маленький ребенок,
поток бежит, а туча проливает воду, смеясь.
Это стихотворение наполнено радостью и ликованием. Поэт изображает грозу —
природное явление, обычно вызывающее страх и тревогу. Но гроза у Тютчева совсем
другая. Она прекрасная и сильная, весёлая и торжествующая, освежающая и
вселяющая чувство восторга. Мы видим это природное явление в развитии: его
начало, саму грозу и её окончание.
Поэт не скрывает своих чувств. Он любуется и восхищается стремительной и
бурной жизнью природы. С восторгом и воодушевлением Тютчев описывает весеннюю
грозу. Мы словно слышим звуки, которыми наполнено произведение: раскаты грома,
шум воды, птичьи голоса. Выразительность и яркость стихотворению придают
метафоры (перлы дождевые, солнце нити золотит), олицетворения (всё вторит
весело громам), сравнения (гром, как бы резвяся и играя, грохочет). Всё в
природе гармонично и созвучно одно другому. Гроза символизирует жизнь,
движение, мощь и силу природы.