9-ое явление надо рассматривать совместно с 8-ым и 10-ым явленими
второго действия, которые определяют дальнейшие поступки Катерины и
многое дают для понимания её состояния. Эти явления представляют из себя
в основном монологи героини. В 8 явлении, отчаявшись побороть чувство,
Катерина сначала плачет, что не умерла в детстве (ведь тогда бы не было и
сегодняшних душевных волнений) , но это слишком решительный и страшный
поступок - умереть, наложить на себя руки. И она хватается за соломинку:
«А я вот что сделаю: я начну работу какую-нибудь по обещанию; пойду в
гостиный двор, куплю холста да и буду шить бельё...Вот и засядем шить с
Варварой и не увидим, как время пройдёт» . Казалось бы выход найден,
если бы не Варвара . В 9 явлении происходит короткий диалог молодых
женщин. Варвара, уходя гулять, сообщает Катерине, что они будут
ночевать в саду, и даёт ей ключ от калитки. Катерина не хочет его брать,
потом, поколебавшись, прячет в карман. Варвара постоянно соблазняет
Катерину: во 2-явлении - разговорами о Борисе Григорьевиче, , призывами
врать, лишь бы не узнали («И я не обманщица была, да выучилась, когда
нужно стало» , « а по-моему: делай, что хочешь, только бы шито да крыто
было» ) , а здесь- ключом В этом эпизоде дочь Кабанихи выступает в роли
искусителя И успокоившаяся было Катерина опять начинает мучиться.
Размышления о жизни в доме Кабанихи тягостны (В неволе-то кому весело» )
. Особенно горьки мысли о свекрови («Сокрушила она меня. . от неё мне и
дом-то опостылел» ) А ключ для Катерины, как пропуск то ли в мир любви,
то ли в ад («Он руки-то жжёт, точно уголь» , «и как он это ко мне в
руки попал? На соблазн, на пагубу мою» ) . И бросила бы она ключ,
наверное, если бы машинально, услышав шорох в кустах, не сунула бы его в
карман. А спрятав, решила: «...знать, там ему и быть! Видно сама судьба
того хочет! » Чувство побеждает. Здесь интересно было бы сопоставить
Катерину и Варвару (ведь они практически ровесницы) . Как она относится к
переживаниям невестки? У неё чисто женский интерес. Может быть, она и
сочувствует Катерине, но для ней в этой ситуации не существует проблем. И
нравственного выбора для неё здесь не существует. Варвара проще смотрит
на вещи и по-своему пытаются помочь Катерине, отдавая той ключ от
калитки. Варваре непонятны и безразличны душевные муки Катерины. Она
эгоистично играет с героиней, делает ее своей сообщницей, уговаривая
ночевать в саду: «Я б тебя и не звала, да меня-то одну маменька не
пустит, а мне нужно» . Тем самым Варвара подталкивает Катерину к
греховной измене, в итоге - к самоубийству.