Фортепиа́но — собирательное название класса клавишно-струнных музыкальных инструментов — роялей и пианино. Название произошло от итал. forte — «громко» и piano — «тихо».
Предшественниками фортепиано были клавесины и изобретённые позднее клавикорды. Их недостатками были быстро затухающий звук, что мешало игре legato, и постоянный уровень громкости, что исключало одно из важных выразительных средств музыки — динамику (изменение громкости). Механика современного фортепиано была изобретена итальянским мастером Кристофори ок. 1709 г., в его конструкции молоточки находились под струнами. (Конструкция была названа gravicembalo col piano e forte, откуда современное название.) Похожие системы были разработаны Мариусом во Франции (1716) и Шрётером в Германии (1717—21). Эрар изобрёл механику с двойной репетицией, которая позволяла извлекать звук при быстром повторном нажатии клавиши (в предыдущих инструментах молоточек медленно отходил от струны, и это было невозможно). В ходе развития к инструменту были добавлены педали. В России производство фортепиано связано с деятельностью мастеров Тишнера и Вирты в 1818—1820 гг. Сегодня крупные производители фортепиано имеют свои, немного различающиеся, версии фортепианной механики. В XX веке появились принципиально новые инструменты — электронные пианино и синтезаторы, а также особая форма звукоизвлечения — подготовленное фортепиано.
Первое музыкальное произведение, написанное специально для фортепиано, появилось в 1732 г. (соната Лодовико Джустини). Однако в массовом порядке композиторы начали ориентироваться на фортепиано, а не на клавесин, сорока-пятьюдесятью годами позже, во времена Гайдна и Моцарта.
Разновидности
Фортепиано делятся на рояли — инструменты с горизонтальным расположением струн — и пианино с вертикальным. Существует также пирамидальное фортепиано — редчайший вид: единственный в мире действующий экземпляр хранится в Иркутске, в доме-музее Волконских.
[править] Фортепианная механика
Схема рояля: 1 - рама и вирбельбанк; 2 - откидная часть крышки; 3 - каподастр; 4 - демпфер; 5 - неподвижная часть крышки; 6 - контрклавиатура; 7,8,9 - передача от правой педали; 10 - педальный шток; 11 - педаль; 12 - штег; 13 - задний штифт; 14 - задняя пластина рамы; 15 - резонансная дека; 16 - струна.Звук в фортепиано извлекается ударением молоточка о струны. Струны с помощью колков натянуты на резонансную деку (в пианино дека находится в вертикальном положении, в роялях — в горизонтальном). Для каждого звука существует хор струн: три для среднего и высокого диапазонов, две или одна — для нижнего. Диапазон большинства фортепиано составляет 88 полутонов от ля субконтроктавы до до 5-й октавы (более старые инструменты могут ограничиваться нотой ля 4-й октавы сверху; можно встретить инструменты и с более широким диапазоном). В нейтральном положении струны, кроме последних полутора—двух октав, соприкасаются с демпферами. При нажатии клавиш в действие приводится устройство из рычагов, ремешков и молоточков, называемое фортепианной механикой. После нажатия от соответствующего хора струн отделяется демпфер, чтобы струна могла свободно звучать, и по нему ударяет молоточек, обитый фильцем (войлоком).
это первое вот второе
Я хорошо умею играть на фортепьяно. Это красивый музыкальный инструмент. Многие известные композиторы играют на фортепьяно. Фортепьяно состоит из двух слов Форте-громко и пиано-тихо. Я знаю много песенок. Некоторые легкие, а некоторые трудные. Один раз мне задали учить две страницы пьесы. Я думала, что трудно, а оказалось легко. Королем музыкальных инструментов во всем мире признано фортепиано. Оно было удостоено этого звания из-за множества причин. Во-первых, за его диапазон тонов, так как он берет в себя полный спектр звучания инструментов большого оркестра, от низкой до верхней ноты, во вторых, за способность в одно время исполнять как аккомпанемент, так и мелодию из-за его практически безграничный динамический диапазон. Кроме этого, он является самым крупным по габаритам музыкальным инструментом. За исключением, пожалуй, только органа, самым многоплановым, гибким и интересным в отношении исполнения и звучания.