1.Подберите примеры мотивированных и немотивированных слов,
относящихся к следующим лексико-тематическим группам слов:
а) названия грибов; б) названия цветов; в) названия профессий; г) названия ягод
2. Разбейте слова на морфемы, укажите лексическое и грамматическое
значение каждого слова: бесполезно, велосипедистка, зашептать, каменщик, москвич, освистать, понятливый, салатница, сероватый, щекастый.
3. Подберите к приведённым словам омонимы, определите тип
омонимов, составьте предложения с каждым из омонимов: печь, пасть, такса, клуб.
4. Подберите синонимы и антонимы к словам, учитывая их многознач-
ность, определите тип синонимов и антонимов: лёгкий, тупой, краткий
Образец выполнения:
Свежий (ветер). Синоним – прохладный; антоним – знойный. Синонимы семантические (смысловые); антонимы разнокорневые, языковые. Свежий (о газете). Синоним – сегодняшняя; антоним – вчерашняя. Синонимы семантико-стилистические; антонимы языковые, разнокорневые. Свежий (воротник). Чистый – синоним; грязный – антоним. Синонимы семантико-стилистические; антонимы языковые, разнокорневые. Свежий (о молоке). Парное – синоним; кислое – антоним. Синонимы семантико-стилистические; антонимы языковые, разнокорневые. И т.д.
5. Установите тип переноса значений.
Чёрное платье – чёрные мысли; пробка бутылки – пробка на дороге;
зелёная ель – стол из ели; поднять книгу – поднять вопрос; учебник Фогельсона – принести в класс Фогельсона.
6. Установите степень синонимичности слов:
Проткнуть, проколоть, пронзить; разговорчивый, словоохотливый,
говорливый, болтливый.
7. Расположите синонимы в порядке возрастания признака, укажите
эмоциональные слова:
а) трепет, опасение, робость, жуть, боязнь, испуг, ужас, оторопь;
б) рвение, усердие, прилежание, старание;
в) скаредность, скупость, ненасытность, алчность, жадность;
г) масса, бездна, множество, уйма, обилие, тьма, прорва, пропасть.
8. Определите лексические значения повторяющихся слов в следующих
словосочетаниях: 1. Белый медведь, белые стихи, белая армия, белая ворона, белый платок, белый танец, белый билет. 2. Зелёные щи, зелёная тоска, зелёная молодёжь, зелёная трава, зелёная улица, зелёный персик.
В каких случаях данные слова имеют свободные значения, а в каких – фразеологически связанные?
9. Выделите слова старославянского происхождения:
Берег, безбрежный, влага, владеть, увлекать, воротить, врач, вратарь, привратник, уста, смородина, хладокомбинат, смрад.
7. Определите тип фразеологизма:
Потерять голову, дать дуба, мороз по коже дерёт, тёртый калач,
нести чепуху, филькина грамота, ума палата, плакать навзрыд, насупить брови, подливать масло в огонь.
8. Дайте полную лексическую характеристику подчёркнутых слов:
(милое) лицо, (вышестоящее) лицо.
9. Укажите индивидуально-авторские неологизмы:
Утреет. С богом! По домам! Позвякивают колокольца… (Бл.) Что же
мы, что же мы, неужто ж размоложены, неужто нашей юности конец пришёл? (Ас.) Бабочку, что только что по кустам зигзажила, вдруг косым порывом унесло (Матв.). Мы живём в предвоенное время, в предразлучное, предпоходное (Р. Р.). В этом кипящем людовороте советской столицы такси нужны (Кольц.). Отшельничаю, берложу, отлёживаюсь в берёзах, лужаечный, можжевельничий, отшельничаю… (Возн.).
Какие ещё неологизмы Вы знаете? Приведите не менее 10 примеров.
10. Ниже приведены слова, которые в 20-е-30-е гг. XX в. были неологиз-
мами: будёновец, громкоговоритель, женотдел, коллективизация, красноармеец, колхоз, ликбез, метро, октябрёнок, продотряд, профсоюз, пятилетка, рабфак, ревком, светофор, советский, совнарком, спартакиада, стахановец, субботник, троллейбус, ударник, управдом, шефствовать. Проследите дальнейшую судьбу этих слов в русском языке: 1) стали историзмами или архаизмами; 2) перешли в активный словарь.