Прочитайте текст и выполните задания А28-А30; В1-В8; С1. 1)Я даже не помню, как называлась та книга. (2)Помню только, что на коричневой обложке длинным зигзагом алел вымпел какого-то парусника. (3)Я не особенно любил читать, но с удовольствием давал книги из нашей домашней библиотеки своим одноклассникам. (4)Петька Солодков вытащил её из портфеля и положил на стол. (5)Мы стояли у окна и смотрели на хмурое октябрьское небо, с которого, словно пух, падал редкий снег. - (6)Санёк, спасибо за книгу! (7)Я всю ночь сегодня читал: не мог оторваться! – восхищённо улыбаясь, произнёс Петька и пожал мне руку. (8)В это время в класс вошёл мой сосед по парте – Колька Бабушкин. (9)Носатый, долговязый, нескладный... (10)У него не было отца. (11)Его и маленькую сестрёнку воспитывала мать, истеричная, крикливая женщина, которая то и дело приходила в школу, чтобы разобраться с обидчиками её детей. (12)Но такое заступничество только усиливало наше презрительно-высокомерное отношение к её жалкому отпрыску. (13)Увидев Бабушкина, все сурово умолкли, и, когда он кивком головы, улыбаясь, поздоровался с нами, никто даже не взглянул на него. (14)Он поставил изжёванный дерматиновый портфель на стол и вдруг увидел книгу. (15)Она лежала на его половине парты. (16)Бабушкин замер и благоговейно, словно святыню, взял её в руки. - (17)Санёк, глянь! – толкнул меня Петька. (18)Я от возмущения разинул рот. (19)Бабушкин пролистал книгу, и странная восторженная улыбка появилась на его лице. (20)Он посмотрел на нас и вдруг сказал: - (21)Спасибо за подарок! - (22)Положи книгу на место и не трогай чужого! – выйдя из оцепенения, прорычал я. (23)Бабушкин испуганно вздрогнул и выронил книгу. (24)Все засмеялись. (25)А он, готовый от стыда провалиться сквозь землю, густо покраснел, торопливо поднял её и, погладив обложку, отодвинул от себя, словно извиняясь за то, что посмел к ней прикоснуться. - (26)Просто у меня сегодня день рождения, и я подумал, что ... (27)Тридцать лет прошло с тех пор. (28)Когда я оглядываюсь назад и вижу, как много несчастий и бед окружает нас, я почему-то думаю, что всему виной не какие-то исторические закономерности, не какие-то высшие силы, а тот случай с книгой, когда я нечаянно разрушил огромный дом человеческой веры, когда я сделал больно другому и не нашёл в себе мужества исправить ошибку. (29)И наша жизнь пошла по другой дороге, где всем больно и одиноко, где нет тех, кто может поднять упавших. (30)А эта книга... (31)Колёк, да я отдал бы тебе всю библиотеку! (32)Да мы бы всё тебе отдали... (33)Но только он сгорел в танке под Кандагаром, в Афганистане, когда я учился на втором курсе университета. (34)Боль стала моей неразлучной спутницей, она смотрит на меня глазами долговязого восьмиклассника и терпеливо напоминает: человеческая жизнь коротка, можно не успеть, поэтому никогда не жалей того, что можешь дать, и никогда не отнимай того, что у тебя просят. (По В. Дроганову) А29 Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 27 - 32? 1) повествование и описание 2) рассуждение 3) описание и рассуждение 4) повествование ^ А30 В каком предложении используется фразеологизм? 1) 12 2) 2 3) 25 4) 34 Часть 2 В1 Из предложений 20 - 21 выпишите слово, образованное суффиксальным способом. В2 Из предложений 16 - 25 выпишите прилагательное, употреблённое в роли существительного. ^ В3 Из предложения 1 выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ. Ответы к заданиям В4 – В8 запишите цифрами. В4 Среди предложений 7 – 14 найдите простое односоставное безличное предложение. Напишите номер этого простого предложения. ^ В5 Среди предложений 5 – 13 найдите предложения с обособленным приложением. Напишите номера этих предложений. В6 Среди предложений 1 – 5 найдите сложное предложение, в состав которого входит придаточное определительное. Напишите номер этого сложного предложения. В 7 Среди предложений 19 – 24 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения. В8 «Автор текста, стремясь вызвать живой отклик в душе читателя, использует разнообразные средства выразительности._____(«словно пух»),_____ («хмурое небо») уже в самом начале задают печальную тональность всему тексту._____(«разрушил дом человеческой веры») помогает раскрыть глубокий нравственный смысл как будто бы обыденного случая._____(предложение 32: «...мы бы всё тебе отдали...») усиливает эмоциональность авторского размышления.» Список терминов: 1) риторическое обращение 2) ирония 3) гипербола 4) эпитет 5) парцелляция б) сравнение 7) диалектизмы 8) разговорная лексика 9) метафора 10) риторический вопрос