Повествование ведется от лица
аульного джигита-свидетеля трагических событий, происшедших в его молодые годы,
когда он близко знал Абдрахмана и Шугу. И вот теперь, много лет спустя,
проезжая мимо памятника Шуги, взволнованный до глубины души, рассказывает он
своему молодому спутнику горькую историю, случившуюся здесь. То и дело в ходе
повествования звучит взволнованный голос рассказчика, дающего оценку людям и
событиям. Близкое знакомство рассказчика с действующими лицами позволяет
раскрыть их как бы изнутри, живо и зримо.
Ярко выраженные социальные, психологические характеристики,
демократизм языка, умение показать внешне простоватых, но «себе на уме» людей
из гущи народной, мастерство живописать бытовые детали - своеобразие таланта
Майлина-прозаика. И он получает широкое признание.
Сюжет
произведения драматичен: красивая и умная девушка Шуга не переносит, что ее
любимого Абдрахмана сажают в тюрьму, и, тяжело заболев, умирает. Действие
повести развиается быстро, динамично и сразу же захватывает читателя. Образ
Шуги раскрыт устами рассказчика, повествующего об истории Шуги и Абдрахмана:
«Красавица! Светлоликая, нежная, стройная, черноглазая, Как говорится, такая,
что и съел бы ее. Говорила сдержанно, с достоинством, походка плавная, как у
павы, и в каждом жесте, движении -
благородство. Нынче такой в степи не найдешь». Близкое знакомство рассказчика с
действующими лицами позволяет раскрыть их внутренний мир. Со свойственной
Майлину выразительностью нарисованы в повести предреволюционный аул, быт людей;
очерствевшие душой феодалы Кажибай и Азимбай – главные виновники разыгравшейся
трагедии.
В письме Шуги к любимому она жалуется:
На
беду мне была красота дана
Принесла
только горе тебе она,
Но
о нашем счастье мечтала я
Твердо
верила: наша судьба одна
Я
хотела, чтоб мною владел лишь ты
Я
из жизни земной ухожу одна,
Не
увидев лица родного черты.
Пусть
хоть последнее это письмо
Напомнит
тебе о бедной Шуге.