В конце XV - начале XVI в. возникла легенда о том, что византийский император Константин Мономах прислал своему внуку великому киевскому князю Владимиру Мономаху (1113 - 1125 гг.) шапку (символ императорской власти). По мнению Мономашичей (правителей Руси), это давало им право на титул "царь" (цезарь в Римской империи).
Есть версия, что знаменитая шапка Мономаха принадлежала не русскому царю, а была головным убором среднеазиатской невесты
Шапке Мономаха посвящено множество сказаний и легенд. Наиболее известна и стала официальной легенда XVI века. Согласно ей, шапку эту подарил византийский император Константин Мономах своему внуку князю Владимиру Второму, который с 1113 года княжил в Киеве и был известен как Владимир Мономах.
В легенде красочно изложена дальнейшая история. Первым в качестве царя надел шапку князь Иван Третий, а уже венчался в ней на царство его внук Иван Четвертый, прозванный в народе Грозным. В то время царям нужен был символ, освященный веками. Иван Третий, как известно, взял себе в жены дочь византийского императора Софью Палеолог. Она и привезла с собой на Русь новый герб - двуглавого орла, долгое время бывшего гербом Византии. Тогда же возникла необходимость идеологически обосновать неразрывную связь Руси и Византии. Что и было сделано при царе Федоре Ивановиче.
Поскольку легенда достаточно красочна и романтична, ее мало-помалу стали признавать за исторический факт. Правда, не все историки и краеведы безоговорочно с ним соглашались - в Византии XII века просто не носили головных уборов такого покроя.. .
Историей шапки Мономаха занялись в конце тридцатых годов прошлого столетия. Упоминания о легенде обнаружили члены Общества хорезмских краеведов Узбекистана. В их поле зрения попали записки руководителя археологической экспедиции С. П. Толстова, который в 1938 году проводил раскопки в древнем городище Топраккала (территория Узбекистана) . Найденные там предметы одежды и головных уборов навели этнографов на мысль сравнить их с шапкой Мономаха. И что вы думаете? Ранее возникавшая версия о среднеазиатском происхождении шапки русских царей подтвердилась. Тогда, в 1938 году, этот факт был зафиксирован, дальше дело не пошло. Несколько лет назад хорезмские краеведы вернулись к этому вопросу и задались целью разгадать загадку. Поиски дневниковых записей экспедиции Толстова привели их в домашний архив искусствоведа Игоря Витальевича Савицкого. Завеса таинственности стала понемногу рассеиваться.
Краеведы из Хорезма утверждают, что при венчании на самодержавие русским царям, а потом и императорам возлагали на головы обыкновенную хорезмскую тахию, нечто подобное чалме. Они считают, что шапка Мономаха никогда не была в Византии, она относится к типу ручных изделий хорезмских мастериц. Более того, нити для золотого шитья изготовлены из самородков, добываемых в Кызылкумах. Среднеазиатские этнографы определили, что по типу рисунка вышивки шапка, скорее всего, свадебный головной убор невесты! Уже гораздо позже он был оторочен мехом сибирского соболя и отделан драгоценными камнями. А золотой православный крест, венчающий шапку, появился во времена Ивана Третьего.
Как же шапка Мономаха (будем называть ее пока по-старому) попала из гардероба хорезмских шахов в Киев? У краеведов имеется на этот счет интересная версия. Согласно ей, шапка находилась среди товаров хорезмских купцов, следовавших по Великому шелковому пути. Маршрут их проходил через черноморский город Судак, а оттуда до Киева рукой подать, достаточно лишь подняться вверх по Днепру.
Конечно, выводы современных этнографов Хорезма довольно спорны, они не настаивают на своей версии. Но не будем забывать ahysnjex- в споре рождается истина и возможно, что скоро у шапки Мономаха появится новая история.
короче сократишь как тебе надо