В структуре игры можно выделить несколько элементов.
1. Любая игра имеет тему - ту область действительности, которую
ребенок воспроизводит в игре; дети играют в «семью», «больницу»,
«столовую», «магазин», «Бабу Ягу и Ивашечку», «Белоснежку и семь гномов»
и т.д.; чаще всего тема берется из окружающей действительности, но дети
«заимствуют» и сказочные, книжные темы.
2. В соответствии с темой строится сюжет, сценарий игры; к сюжетам
относят определенную последовательность событий, разыгрываемых в игре.
Сюжеты разнообразны: это и индустриальные, и сельскохозяйственные, и
ремесленные, и строительные игры; игры с бытовыми (семейный быт, сад,
школа) и общественно-политическими сюжетами (демонстрация, митинг);
военные игры; драматизации (цирк, кино, кукольный театр, постановки
сказок и рассказов) и т.д. Некоторые игры (особенно с бытовыми сюжетами)
разыгрываются с разным содержанием на протяжении всего дошкольного
детства. Игры на одну и ту же тему могут быть представлены разными
сюжетами: так, например, игра в «семью», в «дочки-матери» реализуется
разыгрыванием сюжетов прогулки, обеда, стирки, приема гостей, мытья
ребенка, его болезни и т.д.
3. Третьим элементом в строении игры становится роль как обязательный
набор действий и правил их выполнения, как моделирование реальных
отношений, существующих между людьми, но не всегда доступных ребенку в
практическом плане; роли выполняются детьми при помощи игровых действий:
«врач» делает укол «больному», «продавец» взвешивает «покупателю»
«колбасу», «учитель» учит
«учеников» «писать» и т.д.
4. Содержание игры - то, что ребенок выделяет как основной момент
деятельности или отношений взрослых. Дети разных возрастных групп при
игре с одним и тем же сюжетом вносят в нее разное содержание: для
младших дошкольников это - многократное повторение какого-либо действия с
предметом (поэтому игры могут именоваться по названию действия: «качать
куколку» при игре «в дочки - матери», «лечить медвежонка» при игре «в
больницу», «резать хлеб» при игре «в столовую» и т.д.); для средних это -
моделирование деятельности взрослых и эмоционально значимых ситуаций,
выполнение роли; для старших — соблюдение правила в игре.
5. Игровой материал и игровое пространство — игрушки и разнообразные
другие предметы, при помощи которых дети разыгрывают сюжет и роли.
Особенностью игрового материала становится то, что в игре предмет
используется не в своем собственном значении (песок, плитки, лоскутки,
пуговицы и т.п.), а в качестве заместителей других, недоступных ребенку
практически, предметов (сахар, тротуарные блоки, ковры, деньги и т.п.).
Игровое пространство представляет собой границы, в пределах которых
территориально разворачивается игра. Оно может символизироваться
наличием определенного предмета (например, сумочка с красным крестом,
положенная на стул, означает «территорию больницы») или даже
обозначаться (например, дети мелом отделяют кухню и спальню, дом и
улицу, тыл и фронт).
6. Ролевые и реальные отношения - первые отражают отношение к сюжету и
роли (конкретные проявления персонажей), а вторые выражают отношение к
качеству и правильности выполнения роли (они позволяют договариваться о
распределении ролей, выборе игры и реализуются в игровых «ремарках» типа
«надо делать так», «ты неправильно пишешь» и т.п.).