Все баллады Жуковского связаны с русскими обычаями и поверьями, фольклором, песенно-сказочной традицией. Баллада "Светлана" даже начинается с описания русских народных гаданий: «Раз в крещенский вечерок / Девушки гадали…» .
Поздним вечером, сидя перед зеркалом во время гадания, Светлана мечтает о далёком суженом и незаметно засыпает. Во сне ей приходится пережить то же, что случилось с Людмилой, героиней первой (тоже одноимённой) баллады. Просыпается Светлана уже поутру. За окном солнечный морозный пейзаж, звенит колокольчик, сани у ворот, а на крыльцо поднимается не мёртвый, слава богу, а живой жених Светланы. Всё мрачное и фантастическое отнесено в область сна, а сюжет получает счастливую развязку.
Поэт связывает баллады со сказками, и потому все образы в ней подчиняются законам сказки. Образ дороги типичен и для баллады, и для сказки. В сказке герой тоже отправляется в путь и преодолевает множество препятствий. В конце пути его ждёт заслуженная награда.
Если сравнить балладу «Светлана» с произведениями устного народного творчества, то можно найти много общего.