в произведениях этого автора, способных передать весь спектр чувств,
испытываемых поэтом. Еще со времен своей лицеистской юности Пушкин
искренне верил в то, что каждый человек изначально рождается свободным.
Однако именно общество обрекает его на то, чтобы изменять своим
принципам и соблюдать условности, которые тяготят любого здравомыслящего
человека.
Вольнолюбивые взгляды поэта отчетливо можно проследить в
произведениях раннего периода творчества, когда Пушкин еще не
догадывается о существовании цензуры и свято верит в то, что может
открыто высказывать свои мысли. К таким стихотворениям относится ода
«Вольность», которая была написана поэтом в 1817 году сразу же после
окончания лицея в Царском селе. К тому времени Пушкин уже вкусил первые
плоды литературной славы и не сомневался, чему именно посвятит свою
жизнь. Однако у него был высший идеал, который заключался во всеобщей
свободе. Именно ее он призывает в первых строчках своего произведения, и
даже готов ради этого пожертвовать своим талантом. «Приди, сорви с меня
венец, разбей изнеженную лиру», — заклинает поэт.
Именно в этом произведении Пушкин предопределяет свою судьбу, как
поэта и гражданина. Он убежден, что если уж небесам угодно было наделить
его литературным даром, то не стоит расходовать его по пустякам.
Поэтому автор решает не размениваться на мелочи, его цель благородна и
проста. «Тираны мира! Трепещите! А вы, мужайтесь и внемлите, восстаньте,
падшие рабы!», — призывает автор.
Между тем, в свои неполные 18 лет Пушкин уже понимает, что изменить
мир к лучшему ему будет совсем непросто. Он с сожалением отмечает, что
везде царит «законов гибельный позор», с которым всем сословиям общества
приходится мириться. Но если власть имущие воспринимают это как
должное, то для простого народа крепостное право, барщина и оброк сродни
кандалам каторжан. Слава и рабство – вот, по мнению поэта, две основных
движущих силы российского общества первой половины 19 века. Да,
россияне – доблестный народ, который сумел прославить свою родину
ратными подвигами и победами. Но обратной стороной этой медали являются
нищета и рабство. Поэтому поэт задается вопросом: каким бы стало
современное общество, будь оно по-настоящему свободным. Чтобы понять
это, поэт обращается к истории и вспоминает Запорожскую Сечь, где
«крепко с Вольностью святой законов мощных сочетанье». Рассуждая на тему
свободы выбора и предназначения каждого человека, поэт приходит к
выводу, что власть не может наследоваться, она должна передаваться по
закону тем, кто этого более всего достоин. Таким образом, Пушкин открыто
выступает против самодержавия, считая его проявлением дремучести и
покорности русского народа. Причем, автор подчеркивает, что «стыдливое
молчание» характерно не только для его современников. Именно так вели
себя простые люди в Европе, Риме и Древней Греции, когда правители
различных стран творили беззаконие. Но, вместе с тем, автор предрекает,
что настанут те времена, когда могущественным правителям все же придется
жить по закону, когда «станут вечной стражей трона народов вольность и
покой».
Ода «Вольность» никогда не публиковалась при жизни поэта, так как
Пушкин понимал всю утопичность взглядов и идей, изложенных в этом
произведении. Тем не менее, автор до конца своей жизни продолжал верить в
то, что когда-нибудь мир изменится настолько, что в нем станут царить
справедливость, равенство и настоящая свобода. Именно этим произведением
Пушкин предсказал появление тайных обществ будущих декабристов, которым
суждено было пошатнуть общественные устои.