1. Первичное восприятие картины. Выяснение сюжета; определение
ассоциативных связей картины с другими художественными произведениями.
Воин в доспехах на рослом белом коне остановился перед изъеденным временем камнем. Тяжело задумался он, прочитав: "Как пряму ехати, живу не бывати. Нет пути ни проезжему, ни прохожему, ни пролетному".
На создание этого полотна В. М. Васнецова вдохновило произведение народного эпоса. Тема картины взята из былины "Илья Муромец и разбойники":
Да наехал он во чистом поле три дороженьки,
Три дороженьки, три ростании.
2. Определение основной мысли живописного произведения. Попытаемся доказать, что перед нами подлинно русская национальная картина, в которой выражены народная мудрость, мощь, красота. Выясним, по каким приметам можно понять, что могучий богатырь земли Русской собрался в неблизкий и трудный путь. Под богатырем седельце черкесское. Щит узорчатый, колчан с калеными стрелами. Ярко сверкает его шлем, грудь защищена кольчугой. Рука крепко держит копье. На поясе - меч богатырский, а к седлу подвешена полуторапудовая палица. Всегда готов богатырь к жестокой схватке с врагом.
Под стать богатырю и рослый белый конь. Красивый, сильный, достойно несет он могучего седока.
Далее выясним, какой художественный образ воплощает тему предупреждения об опасности, какова роль пейзажа в создании настроения картины. Страшно, зловеще вокруг. Мрачный седой камень потемнел от времени. Некогда белый валун порос мхом. Зловеща надпись на нем. Некоторые буквы стерлись. Напряженность усиливает изображение и других предметов. Пустыми глазницами смотрят на храброго витязя черепа, белеют в траве иссушенные ветрами и палящим солнцем человеческие и конские кости. Немало полегло здесь бесстрашных воинов. Безраздельно властвует теперь над мертвым полем черное воронье. Скрипучим карканьем нарушается могильная тишина.
На вопрос, какие цвета использует художник для создания атмосферы сумеречности и напряженного ожидания, предлагаем ответить, используя Толково-сочетаемостный словарь. Из словарной статьи "Цвет" выберем определения- прилагательные, подходящие для характеристики цветового тона зари, а также слова, называющие цвета по их насыщенности и светлоте.
Предлагаем детям предположить, о чем думает витязь, какое примет решение. Герой, конечно, поедет прямой дорогой. Он в тяжелом раздумье. "Выбирать крест вместо золота трудно" 2, поэтому витязь собирается с духом, чтобы противостоять страшной неведомой силе. Русские богатыри всегда избирали путь самопожертвования. И гибли на поле битвы. И побеждали: ведь если живы мы, жива наша земля.
А вот вопрос, обращенный к сердцу сегодняшних зрителей картины: помним ли мы, все мы, о своих защитниках? С одной стороны, да. Образ славного богатыря, встретившего на своем пути вещий камень, увековечен в народной поэзии, восславлен в русском изобразительном искусстве (полотно В. М. Васнецова, иллюстрация И. Я. Билибина к русской народной сказке "Об Иване Царевиче, Жар-птице и Сером волке", 1899). С другой стороны, нет. Не убраны, не схоронены, валяются по земле кости и черепа; поросли они "травой забвения". Упрек? Возможно. Всегда ли мы благодарно вспоминаем ушедших? Наверное, и об этом полотно В. М. Васнецова - о памяти, о долге живых перед мертвыми.
Нелегким будет и следующий вопрос. Согласны ли вы с утверждением, что в образе витязя В. М. Васнецов изобразил себя, свое состояние? Автор всегда выражает себя в своем творении. К тому же жизненная ситуация от любого требует поиска правильного решения. Картина создана в конце XIX в. Русская интеллигенция искала в ту пору ответ на вопрос: что делать? Виктор Михайлович обратился за ответом к русской истории, к образам мужественных героев, освященным временем и народным эпосом. В "Витязе на распутье" угадываются и раздумья художника о выборе новых дорог в искусстве.
На тех ростанях лежит там бел горюч камень.
А на камени том подпись подписана:
"Налеву ехати - богату быть,
Направу ехати - же