Гибель героини заставила автора-повествователя задуматься о том, какое место в его жизни, в жизни деревни занимала Матрена. Под натиском жадности и черствости погиб человек, благодаря которому держалась вся деревня. Похороны героини показывают истинное лицо тех, кто окружал Матрену. В связи с этим автор пытается осмыслить значение слова «добро»:
«Что добром нашим, народным или моим, странно называет язык имущество наше. И его-то терять считается перед людьми постыдно и глупо».
Больше ни слова о добре и зле, но внимательному читателю становится ясно, что автор говорит о том добре, которое несла в себе по отношению к людям Матрена и которого так не хватало ее соседям, так и не понявшим её. Как цинично звучит на поминках обращение к соседям золовкина мужа:
«А заметили вы, православные, что отпевали сегодня медленно? Это потому, что отец Михаил меня заметил. Знает, что я службу знаю». Не об усопшей, а о своей «заслуге» говорит мужик. Разве по-христиански так вести себя в скорбный час? А уж шутки и смех, пересуды в адрес Матрены и вовсе не вяжутся с определением жителей деревни «православные». Здесь мы имеем дело с верой напоказ.
Но не судите и не судимы будете. Матрена себе этого не позволила бы: она никого не осуждала, она только любила всех. Слушая неодобрительные отзывы о Матрене даже со стороны ее родственников, автор-повествователь понимает, какой на самом деле была Матрена. И говоря о том, что без таких людей, как Матрена не стоит ни село, ни город, ни вся земля наша, автор использует такой прием, как градация, который позволяет возвысить образ героини до вселенских масштабов. И ученика важно понять, что образ Матрены имеет весьма символичное значение, что это не просто деревенская женщина, а русская крестьянка, олицетворяющая собой многострадальную женскую долю, о которой писал в своих стихах Н.А. Некрасов. Это поруганная православная Русь, которая, несмотря на все выпавшие на ее долю испытания, стояла и стоять будет, пока есть праведники в земле русской.
Конец рассказа несет в себе некое просветление… Ведь раз стоит село, стоит город, стоит наша русская земля, то не перевелись праведники на Руси. Да, они уходят, но обязательно в этой жизни остается кто-то, кто помнит о них, кого коснулся свет их души. Страшной смертью погибает Матрена, не понятая своими родственниками и соседями. Но за очень короткое время стала она родным человеком автору-повествователю.