Еред нами картина В.М.Васнецова «Баян». Эта картина очень близка к эпизодам древнерусского произведения «Слово о полку Игореве». Оно глубокими корнями связано с народной культурой, с народными языком, с народным мировоззрением, отвечало народным чаяниям, оно создано в годы, когда процесс феодального дробления Руси достиг наибольшей силы. Множество мелких феодальных княжеств - «полугосударств» враждуют между собой, оспаривая друг у друга владения, старшинство, втягиваясь в братоубийственные войны во имя эгоистических княжеских интересов.
На картине Баян, князь Игорь со своею свитою. Все слушают Баяна, который дает напутствие, поднимает ратный дух.
Баян одет в тунику, обут в лапти. Его правая рука поднята вверх, а левая рука покоится на гуслях. Сидя с краю, он что-то говорит, а остальные его внимательно слушают.
Баян – «вещий», он потомок языческого бога Велеса. Это «соловей старого времени». Баян сам слагал свои песни, и сам их пел, сопровождая их игрой на каком-то струнном инструменте. Он был любимцем князя Олега – родоначальника князей Олеговичей. Его песни – «славы» князьям. Баян пел песнь Ярославу Мудрому, храброму Мстиславу Тмутороканскому, Роману Святославичу. Его струны сами рокотали славу князьям. В своей высокопарной манере Баян как бы летал умом над облаками, «скакал соловьем» по воображаемому дереву, рыскал по тропе Трояна через поля на горы.