Комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль», которую от нас отделяет два столетия, волнует и сегодня.
В комедии автором поднимается проблема истинного воспитания
настоящего гражданина. На дворе XXI век, а многие проблемы её актуальны,
образы живы.
Произведение заставило задуматься о многом. Крепостное право отменили
давно. Но разве сейчас нет родителей, которые заботятся не о воспитании
своего чада, а только о пропитании? Разве исчезли родители, которые
потакают всем прихотям своего дитя, что приводит к катастрофе? А что у
нас нет людей, которым, по словам Стародума, ни разу в голову не пришли
мысли ни о предках, ни о потомках? Это люди, которые думают только о
своих интересах.
В комедии сталкиваются, как и сейчас, два мира с разными
потребностями, разными идеалами, стилем жизни. Конечно, старомодно
выглядят герои комедии Стародум и Правдин. Но многое в их монологах
относится и к нашему времени. А живы ли в нашем обществе Митрофанушки?
Подумав, можно с уверенностью сказать, что они продолжают жить
«недорослями». И пусть у них сейчас нет крепостных, но сколько вокруг
них тех, кто готов в любой момент накормить, ублажить, услужить,
защитить. Читая пьесу, многие подростки могут увидеть в ней себя. Как
мои современники иногда похожи на Митрофанушку! Это и отсутствие тяги к
знаниям, пренебрежение к учению, отсутствие ответственности за своё
будущее. Митрофан — дворянин. А дворяне — это оплот Российской империи.
Ещё А. П. Сумароков утверждал, что различие мужика и барина заключается
не в происхождении, а в уме. Барин должен быть образованнее, умнее
своего крестьянина. А если этого нет, то как же тогда оправдать
крепостное право? Какая же польза отечеству от такого барина? Скотининым
— Простаковым чуждо гражданское чувство, им даже в голову не приходит
мысль быть полезными своему народу. И какая же польза родине от новых
Митрофанушек? Ведь некоторые наши современники считают стыдным даже
говорить о пользе отечеству. И, конечно же, они не думают о том, что бы
что-то делать для своей родины.
Комедия «Недоросль» заставляет задуматься и о том, что очень важна
для человека личная свобода. Как этого достичь? Прежде всего с помощью
просвещения. Вот почему необходимо, чтобы каждый получил приличное
воспитание. Но воспитание — это не только школьное обучение и личность
учителя. Учителя — учителями, но важно и то, как своё чадо наставляет и
поучает родитель. Не случайно, что проблема воспитания считается
основной в пьесе.
Фонвизин в своей комедии поставил много вопросов и заставляет нас задумываться над ними и в двадцать первом веке.
Что такое истинный патриотизм? Что значит служить отечеству? Как
воспитывать детей? Чем опасно невежество, особенно агрессивное? Писатель
заставляет размышлять о соотношении ума и сердца, о детях и их
родителях, о настоящей образованности, о том, в чём смысле жизни. Разве
можем мы делать вид, что это нас не касается, что всё это дела давно
минувших дней? Кто-то скажет, что время сейчас другое, люди тоже другие.
Это так. Но Фонвизин предупреждает нас, живущих в XXI веке:
«Задумайтесь!»