Существует три основных вида русских народных сказок: волшебные,
бытовые и детские сказки о животных. Но они так отличаются друг от друга,
что лучше говорить о них в отдельности.
ВОЛШЕБНАЯ СКАЗКА
Выделяют несколько типов сюжета волшебной сказки, но самый
распространённый среди них - сюжет-путешествие, когда герой отправляется
"за тридевять земель" либо в поисках счастья, либо для того, чтобы выполнить
опасное задание. На пути ему встречаются враги и помощники, он преодолевает непреодолимые препятствия, вступает в решающую схватку со злыми силами и
выходит из неё победителем.
Именно для волшебной сказки характерна цепная композиция с троекратными повторами: Иван-царевич три раза сражается со Змеем Горынычем, царевна-
лягушка трижды выполняет задания и т. д.
Возможны неожиданные повороты сюжета: младший сын сжигает лягушачью шкурку и отправляется в путешествие, чтобы найти возлюбленную.
Главному герою обычно противостоят сверхъестественные злые силы: Баба
Яга, Кощей Бессмертный и т. д. Однако он сражается с ними не в одиночку, на помощь герою приходят чудесные животные (серый волк) и волшебные предметы (клубочек, зеркальце, башмаки) .
В финале герой одерживает победу, освобождает возлюбленную и возвращается домой. Такая развязка не случайна: главный герой - сильный и добрый, а если и совершает ошибки, то исправляет их, пройдя испытания.
Таким образом, сказка предлагает читателю устойчивую систему ценностей: добро вознаграждается, а зло наказывается.
Художественное пространство сказки организуют не только троекратные повторы,
но и традиционные зачины ("В тридевятом сказке, в тридесятом государстве жили-были… ") и концовки ("И стали они жить-поживать да добра наживать").
Волшебные сказки долгое время существовали в устной форме, передавалась
от рассказчика к рассказчику.
Бытовые сказки
В отличие от волшебной, действие бытовой сказки разворачивается в
привычной реальности, близкой к повседневной жизни. Это уже не
"тридевятое царство", а обычный город или деревня. Иногда в бытовой сказке появляются даже реальные географические названия.
В волшебной сказке-два мира, в бытовой-один.
В качестве главных героев здесь выступают крестьяне-бедняки, им
противопоставляются не фантастические злые силы, а богатые или знатные
люди: купцы, помещики, священники.
В основе развития сюжета - уже не путешествие или невыполнимое
задание, а бытовой конфликт: например, спор из-за имущества.
Он разрешается в пользу главного героя, однако совсем не чудесным способом.
Чтобы добиться справедливости, ему приходится проявить ловкость, ум и
находчивость, а зачастую и хитрость.
Так, в сказке "Каша из топора" солдат всеми правдами и неправдами выманивает
у жадной старухи продукты, убеждая её при этом, что она варит кашу из солдатского топора. Симпатии читателя неизменно оказываются на стороне находчивого героя, и
в финале его смекалка вознаграждается, а противник всячески осмеивается.
В бытовой сказке сильно сатирическое начало, и главным способом изображения отрицательного героя становится не гипербола, как в сказке волшебной,
а ирония.
По своим функциям бытовая сказка сближается с пословицей: она не только
развлекает читателей, но и открыто учит их тому, как нужно вести себя в сложных жизненных ситуациях.