1. Садко, бедный гусляр, оскорбленный тем, что его перестали
звать для игры на богатых пирах, идет играть на Ильмень-озеро. Эту игру
подслушивает водяной царь и награждает его за нее: он его учит, как выловить в
Ильмень-озере рыбку золотые перья и как побиться об заклад с новгородскими
купцами, что он поймает такую рыбку. Он вылавливает рыбку, выигрывает заклад —
лавки с товарами — и становится богатым купцом.
2.
Разбогатев, Садко вторично бьется об заклад с новгородскими купцами: он берется
скупить все новгородские товары. Это ему в некоторых вариантах удается, но в
большинстве случаев он терпит неудачу. В обоих случаях у него оказывается
огромное количество товаров.
3. С
накупленными товарами Садко отправляется в море торговать. Морской царь
останавливает его корабли и требует его к себе. На морском дне Садко потешает
морского царя своей игрой на гуслях. Морской царь пляшет. Чтобы наградить Садко
за игру, он предлагает ему выбрать невесту. Садко выбирает девушку-Чернавушку,
засыпает и, проснувшись, видит себя на берегу Волхова. Сюда же приплывают его
корабли.