За первый побег,—пишет он,—наказывали телесно, т. е. били чем попало; за второй—скручивали руки за спиной и держали в таком положении несколько времени; а за третий—резали у ног икры (этим путем, вероятнее всего, и был получен шрам у раба по имени «Тяжесть на полу» в упоминаемой выше легенде.—Ю. А.), за четвертый казнили смертью[1]. Наказания за первый побег, казалось бы, не были слишком жестоки; это объясняется исключительно желанием не нарушать сильно и надолго работоспособность раба. С другой стороны, однако, и бить можно по-разному. В легенде цимшиян, напр., описывается случай, когда хайда побил своего раба из племени цимшиян до полусмерти. [2]
Далее следуют наказания за воровство: „За первое воровство,—свидетельствует Вениаминов,—наказывали телесно; за второе—отрезали несколько пальцев у правой руки; за третье — несколько пальцев у левой руки или отрезали губы; за четвертое—казнили".[3]
И в фольклоре племен побережья мы встречаем также частые упоминания о телесных наказаниях рабов. В легенде квакиютль о лососе раб последнего плачет из боязни наказания за сломанные клинья. В легенде хайда вождь побил своего раба за донос об измене его жены.[4] В одной из легенд тлинкит сбежавшему мальчику сняли голову.[5] За убийство, совершенное рабом, по свидетельству Swan об индейцах мыса Фляттери, ему грозит смерть.[6] А „за то, что рабыня ругалась с владельцем, он ее убил".[7] Все эти расправы с рабами хозяин учинял сам. Мы имеем указания в легендах на выделение из среды рабов старшего, „главного раба"; но чтобы им поручалась палаческая миссия на это нет ни малейших намеков. Вероятно, обязанностью главных рабов был надзор за другими рабами. „Труд главного надзора,— читаем мы у К. Маркса, — необходимо возникает при всех способах производства, основанных на противоположности между рабочим, как непосредственным производителем, и собственником средств производства. Чем больше эта противоположность, тем больше роль этого верховного надзора за рабочим. Поэтому своего максимума она достигает в системе рабства".[8] Главный раб у индейцев побережья находился всегда при хозяине, он сопровождал его, говорил от имени его, отправлялся с другими рабами на выполнение поручений господина. Правда, роль специального надзора здесь значительно слабее, чем, напр., в Греции и Риме, потому что рабовладельцы еще трудятся вместе с рабами. Лишь с превращением рабов в основной производящий класс увеличивается и роль специального надзора.
Применялись средства и идеологического воздействия на рабов. Так, Niblack рассказывает, что в поселке Howkan в одном доме можно увидеть пару больших деревянных изображений, представляющих каждый медведя с человеческим лицом и с настоящими человеческими волосами на голове. Эти изображения были сделаны для устрашения рабов, так как они должны были им постоянно напоминать, что в случае попытки бежать рабы превратятся в подобных существ, у которых нижняя часть тела медвежья, а верхняя—человеческая.