Земля, ее недра, воды... являются государственной собственностью, то есть всенародным достоянием.
Конституция СССР, статья 6
Охрана земли во многих странах давно стала важной проблемой. Под влиянием неумеренной эксплуатации и неразумных действий разрушение почвы - эрозия, как ржавчина, съедает каждый день более чем по три тысячи гектаров плодородных земель планеты. Общая площадь таких потерянных для человека пространств уже превышает территорию Болгарии, Венгрии, Чехословакии, Австрии, ГДР, вместе взятых.
Некогда плодородные районы, например Великая равнина в США, на значительных площадях пригодны теперь, по оценке американцев, только для травосеяния.
Охрана земли, воды и воздуха
Охрана земли, воды и воздуха
В нашей стране разрушенные земли составляют около одной четверти площади пашни. Специалисты считают, что лишь в Российской Федерации на смытых почвах ежегодно недобирается около 400000 пудов зерна, только в степной зоне страны от ветровой эрозии ежегодно повреждается пять-шесть миллионов гектаров посевов, из которых полностью погибает от половины до полутора миллионов гектаров.
К серьезному ухудшению качества земли ведут загрязнение почвы различными вредными отходами, вынос химических веществ, засоление, переувлажнение, уплотнение или развевание почвы.
Развитию эрозии способствуют бесконтрольная вырубка деревьев, нарушение дернового покрова, бессистемная прокладка дорог и троп при участии туристов и туристских организаций. Вытоптанная трава, выбитая почва, потеря лесом способности самовозобновляться, усыхание кустарников и деревьев - таков логический результат массового воздействия отдыхающих на наиболее живописные участки ландшафта, ход событий, приводящий при отсутствии природоохранных мероприятий к потере этими участками своей привлекательности.
Почему нужно проявлять особую заботу о земле? Потому что в обеспечении человека продуктами питания, а промышленности сельскохозяйственным сырьем земля является основой всего богатства. Она и условие производства, и предмет труда, и его средство.
Уничтожение растительности, разрушение дерна, язвы кострищ - все это на легких почвах, слабозакрепленных берегах, дюнах приводит к развеванию почвенного покрова. При некоторых, далеко не всегда разумных, способах строительства, добычи ископаемых или тушения лесных пожаров главный ущерб мы несем именно от потери почвы.
Ну, полноте, скажут некоторые, подумаешь, бульдозеры содрали почву на одном-другом десятке гектаров, зато они спасли от огня рощу! И можно ли равнять стоимость земли и леса? Однако эта почва восстанавливается гораздо дольше: на лесном пожарище в среднерусской полосе через 5-10 лет вырастет кустарник, через 50-70 лет - взрослый лес, а один сантиметр почвы на обнаженной породе нарастает лишь за сотню-другую лет. Без почвы же не будет ни леса, ни кустарника, ни травы. Недаром великий русский учёный В. В. Докучаев, основоположник почвоведения, в свое время сказал, что русский чернозем дороже каменного угля, нефти, дороже золота!
Известно, что излюбленными местами туристских биваков часто бывают берега рек, изрезанные оврагами. Постоянное разрушение дернины кострищами, лагерными площадками, наконец, просто играми на склонах приводит к разрушению и смыву почвы в овраги, увеличению площади бросовых земель. Трудно определить долю участия туристов в ежегодном образовании на территории страны 50000 гектаров оврагов и промоин, но нельзя сомневаться в ее существовании. А ведь общая площадь под оврагами в СССР уже превышает территорию Швейцарии!