Очень тонкая грань идет между поселениями и городами. Археологи выделяют различные признаки: размер, статус, архитектура (оборонительная, дворцовая), ремесленное производство. Города, в том числе и ранние, были центрами ремесленного производства.
В раскопках древнего Дербента мы нашли крупное поселение – это уже не родовая ячейка. По всей видимости, это была уже территориальная сельская община. Территориальная община как раз стимулирует общество по пути сложения государства. Из этой общины через несколько веков вырос большой средневековый город Дербент - крупнейший город Кавказа, больше Тбилиси. Крупнейший порт на Каспии. Здесь был собственный монетный двор, где чеканили монету, что свидетельствует о том, что Дербент был одним из крупнейших городов Востока, занимал важное положение в системе арабско-мусульманской культуры. Само название Дербента означает «ворота ворот», что подчеркивает значение города-крепости в системе обширного арабского халифата от Индии до Испании. Город имел очень сильные позиции исламской религии, здесь развивался суфизм – мистическое направление в исламе. Население Дербента в IX – XI веках достигало 60-70 тысяч. И так вплоть до начала XIII века, до монгольского вторжения. Но это отдельная история.
Мы привыкли говорить, что Дербент – это музей под открытым небом. А я его еще называю библиотекой под открытым небом. Потому что здесь сотни тысяч надписей, датируемых от середины 6 века и до начала 21 века, если брать современный могильный комплекс – это тоже показатель письменной культуры.