В
«Записки охотника» И.С.Тургенева
входит рассказ «Бежин луг». Рассказ
ведется от лица автора, который
одновременно является персонажем —
охотником, сбившимся с дороги и
заблудившимся в июльскую ночь. Рас
сказчик впитывает в себя детский
взгляд на мир, и благодаря этому с
большей непосредственностью им
заявляется одна из главных тем
рассказа — природа и герой в их
гармоничном единстве. Тема эта очень
важна для всего сборника в целом. В
замысле его народное и детское
объединяются, как два особых
отношения к жизни. И чудесные истории,
которые рассказывают мальчики в ноч
ном, содержат в себе приметы реальной
крестьянской жизни и поэтический
вымысел маленьких художников слова.
Сама июльская ночь предстает
средоточием двух стихий: реальной
(географически точно обозначены путь
охотника и местопребывание мальчиков)
и фантастический (таинственно-
одушевляемая жизнь природы,
непонятные звуки и шорохи,
врывающиеся в рассказы ребят). Июль
ская ночь, природа выступает
посредником между миром взрослых и
миром детей. Так оно и было в
крестьянском быту: природа во многом
определяла отношения людей, связи
поколений.
Новаторской чертой Тургенева было
постепенное, неторопливое вхождение в
мир природы и в мир человека.
Тургенев видит в природе простоту и
величие: она «никогда ничем не
щеголяет, не кокетничает» и «добро
душна в своих прихотях». Но она и
неиссякаемый источник поэтической,
творческой силы именно потому, что не
раскрывает себя до конца. Она — стихия
таинственного и непознанного, хотя в ней
«нет ничего ухмуренного и мудреного».
На этом строится и «Бежин луг», и
«Записки охотника» в целом. И это
останется во всей дальнейшей работе
Тургенева-реалиста. В «Бежине луге»
еще и детская чистота и свобода
воображения, пронзительность детского
взгляда на мир.
Рассказы мальчиков о нечистой силе
напоминают соревнование. Каждый из
них постепенно вдохновляется
предметом своего рассказа и вниманием
слушателей, у каждого — своя манера
говорить. Правда, истории мальчиков не
столько соперничают одна с другой,
сколько одна другую продолжает. Так, с
«подхватом», в народе исполняют
лирические песни.
Постепенно стала определяться ведущая
сюжетная линия рассказа. Это линия
Павлуши, которая полнее всего
обозначила главное в рассказе: природа
и человек. Фигура мальчика постоянно
возникает в кульминационных, погра
ничных моментах повествования — на
грани света от пламени костра и ночного
мрака, в который мальчик бросается в
погоню за волком; в предрассветный час
между утром и ночью, когда, охраняя
покой, не спит лишь Павел и т.д.
С Павлом связан необычный финал
рассказа. Финал, собственно, не один, а
два. Первый — мажорное сообщение о
наступившем новом дне. В прекрасной
картине утренней, возрождающейся
жизни рассказ, казалось бы, получил
сюжетную завершенность, но не обрел
конца. Интуитивно ощущается, что
настоящий финал — в трех последних
строчках, которые писатель прибавляет
к предыдущим словно бы с некоторым
недоумением, неохотно: «Я, к
сожалению, должен прибавить, что в том
же году Павла не стало. Он не утонул: он
убился, упав с лошади. Жаль, славный
был парень!» Эти последние слова
сообщают рассказу подлинную
художественную завершенность.
Павел оказывается связующим звеном
между отступающим ночным мраком и
наступающим днем. Павлуша по-особому
выделен: рассказчиком-охотником,
товарищами и как бы самой природой.
Мальчики уважительно реагируют на
реплики именно Павла, в споре ждут его
мнения. Он один из героев, открыто
получивший оценку рассказчика: «Малый
был неказистый — что и говорить! — а
все-таки он мне понравился: глядел он
очень умно и прямо, да и в голосе у него
звучала сила». В повторяющихся
похвалах герою (что Тургеневу мало
свойственно) — высшая точка
нарушения писателем обычной
авторской сдержанности,
«спрятанности» за рассказчика.
Мальчик своими бодрыми репликами,
всем обликом и поведением каждый раз
развеивает набегающее из ночного
мрака облако страха, мужественно ему
противостоит.
Переводя внимание с жутковатых
историй, в которые все мальчики
отчасти верят, на реальное, близкое и
понятное, Павел как бы объединяет
собою стихии мрака и света и
демонстрирует торжество последнего.
Совершенно ясно, что Павел — мальчик
незаурядный, одаренный способностью
шагнуть за черту привычного и
безопасного.
И.С.Тургенев стремился к наибольшей
выразительности и сюжетной
завершенности образа Павла. Он доби
вался глубокого, художественно острого
проникновения во взаимоотношениях
природы и человека, используя при этом
элементы фантастики и раскрывая тему
«природа и герой» в соответствии с
народным поэтическим
миропониманием.