«Хроника царствования
Карла IX» , роман Проспера Мериме, это возможность посмотреть на события
Варфоломеевской ночи с другой точки зрения. Для меня восприятие этого
события всегда было неразрывно связано с «Королевой Марго» Александра
Дюма. И читая Мериме, я непроизвольно сравнивала эти два романа. Могу
сказать сразу – это настолько разные произведения, что их ни в коем
случае (на мой взгляд) нельзя сравнивать. Они просто находятся в разных
литературных областях. Роман Мериме прежде всего уникален своим
вступлением, где автор дает понять, о чем нужно помнить читателю говоря о
Варфоломеевской ночи. Нужно учитывать ценности людей той эпохи,
понимать каковы были нравы двора, папства, простых солдат, обывателя с
улицы. Мериме, ненавязчиво, будто под маской дамского романа показывает
нам характеры людей, их ценности и цели. В предисловии автор дает
понять, что парижане были тогда истыми фанатиками, город был похож на
пороховую бочку: «для того чтобы фанатики бросились резать своих впавших
в ересь соотечественников,нужно было кому-нибудь стать во главе их и
крикнуть: «Бей!», только и всего…»
Главный герой своими легкомысленными поступками, дуэлью и любовью,
упрямством и бесстрашием, трагической ошибкой, показывает насколько
противоречива была та эпоха. Становится ясно, что цинизм соседствовал с
благородством, но его было недостаточно, чтобы остановить или
предотвратить братоубийственную войну… И в романе эта патетическая фраза
превращается в реальность. Два брата, Бернар и Жорж, оказываются в
разных лагерях. Один преданный гугенот, неопытный, юный, бесстрашный,
его обворовали еще по дороге в Париж, он умудрился вызвать на дуэль в
первый же день во дворе. Второй, совершенно осознанно перешел к
католикам, и, посмеиваясь над этими распрями, регулярно читает библию,
скрывая под ее обложкой Гаргантюа и Пантагрюэль, он честен, предан
родине и королю, но не смотря на свою преданность не может пойти на
убийство. Тонкий любитель прекрасного, интеллектуал и вольнодумец. Его
вольномыслие непонятно брату, тот призывает его вернуться к
протестантизму, но Жорж видит в католицизме большую свободу для себя.
Ведь католики уже давно стали следить лишь за внешней формой, не наседая
на личную жизнь прихожан.
Мериме не только рисует нам страшные события ночи в Париже, но и
рассказывает о том, что происходило после. Он описывает осаду отважного
Ла-Рошеля. Бои протестантов и католиков, переговоры короля с
осажденными. Роман заканчивается трагически. Но автор, по сути
предлагает читателю самому закончить повествование, придумать такой
конец, какой ему будет по душе. Этот прием Мериме уже знаком по новелле
«Арсена Гийо», и здесь он как нельзя кстати. Смерть это точка для
автора, и многоточие для читателя.