КОЛЕСО, ПАРОВЫЕ ВАГОНЫ И ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ
Одним из
первых и самых больших изобретений человечества было колесо. Без него не могло
бы быть никакой промышленности, ограничен транспорт или связь, лишь примитивное сельское хозяйство без
электроэнергии.
Никто не
знает, когда изобрели колесо. Есть след от колеса в каменном веке, но оно было не известно американским индейцам, пока не пришел белый человек. В Старом Свете оно вошло в употребление во
времена бронзового века, когда лошади и волы использовались как рабочий скот.
Сначала все колеса имели твердые диски.
Проблема
должна была быть решена, чтобы сделать колеса легче и в то же время сохранить их крепость. Сначала были сделаны отверстия в
колесах, и они стали несколько легче. Затем были сделаны колеса со спицами. Наконец колесо было покрыто железом и резиной.
Легкие
двухколесные экипажи широко использовались в древнем мире. По прошествии
времени они стали легче, крепче и лучше. Позже люди соединили вместе пару двухколесных транспортных средств. Сначала только короли и королевы имели право передвигаться
в них.
На
Западе первый паровой экипаж был изобретен во Франции. Трехколесная машина
имела переднее колесо, управляемое двухцилиндровым
паровым двигателем, и перевозила двух человек по дороге со скоростью пешехода. Это не было большим успехом, так как котел производит достаточное количество пара для поездки не больше, чем 15 минут.
Паровой
двигатель появился в 1763 году. Это было следствием развития перевозок. Их дальнейшее развитие было предпринято железнодорожными компаниями. Быстрое распространение железных дорог
в Великобритании во многом объясняется деятельностью Джорджа Стефенсона, который был энтузиастом, а также гениальным инженером.
Он
продемонстрировал локомотив, который может развивать скорость восемнадцать километров в час и перевозить пассажиров
дешевле, чем конные
повозки. Одиннадцать лет спустя Стефенсон сдал в эксплуатацию железную дорогу между Стоктоном и Дарлингтоном. Проект был успешным.
В России
царское правительство мало интересовалось
развитием железнодорожного транспорта. После
долгих дебатов правительство, которое не верило в своих собственных инженеров, наконец решило пригласить иностранных инженеров представить проекты для строительства железных дорог в России.
Но в то
самое время, когда иностранные инженеры представляли свои планы, на Урале паровоз
был уже в использовании. Он был изобретен и построен Черепановыми, отцом и сыном, искусными механиками-крепостными. Первый российский
паровоз был, конечно, “ребенок” по сравнению с локомотивами сегодня. Под котлом были два цилиндра, которые двигали два ведущие колеса (всего было четыре колеса). Впереди была дымовая труба, а сверху появилась площадка для водителя.