1. В чем состоит назначение колыбельной песни? Определите круг ее
излюбленных образов и покажите на примерах, как связана она с природой,
бытовыми и социальными отношениями народа, его историей и мифологией,
миром народной сказки. В чем находит свое выражение лирическое начало
колыбельной песни?
2. Каковы функции потешек, пестушек и прибауток в жизни и
воспитании дошкольников? Покажите на конкретных примерах круг образов,
свойственных им, их связь с народной сказкой. Какое место занимает в них
лирическое начало, юмор?
3. Какими особенностями характеризуются небылицы -
«перевертыши»? Почему К. И. Чуковский называл их одной из форм
умственной игры и полагал, что они чрезвычайно активизируют
познавательную деятельность ребенка?
4. Охарактеризуйте основной круг образов сказок о животных.
Приведите примеры прозвищ, которые получают в них звери, и покажите,
как эти прозвища связаны с характером и повадками животных.
5. Между кем происходят конфликты в сказках о животных? С какой
целью вводятся комические сцены и характеристики?
6. В чем вы видите роль повторов, используемых в сказках о
животных? Каково в сказках место диалога и песенок? Приведите примеры.
7. Каково место волшебной сказки в русском сказочном репертуаре? В
чем состоят ее основные жанровые особенности? Охарактеризуйте роль
фантастики в ней и основные принципы ее построения.
8. Назовите наиболее распространенные мотивы и сюжеты волшебных
сказок.
9. Охарактеризуйте ее «темный» и «светлый» мир. Какие персонажи и
по каким качествам (внутренним, внешним) в ней противопоставлены? Какие
приемы используются, чтобы подчеркнуть это противостояние?
10. В чем состоит своеобразие положительного героя волшебной
сказки? Какие сюжетно-композиционные и словесные приемы используются,
чтобы показать масштабность его подвига, его силу и красоту?
11. Охарактеризуйте речевые особенности волшебной сказки. Какая
лексика – литературная или разговорная – преимущественно используется в
ней? Приведите примеры устойчивых речевых формул, постоянных
эпитетов, сращенных синонимов («путь-дорога»), тавтологий («черным-
черно»). В чем состоит роль увеличительных и уменьшительных суффиксов?
Выпишите два-три предложения, в которых использована инверсия. Какие
члены предложения стоят не на своем обычном месте? Чем можно объяснить
такое широкое использование инверсий в сказочном повествовании?