За пределами цивилизованных и сложноорганизованных империй и
государств Древнего Рима, Персии, Китая существовала огромная
окаймляющая Мир Цивилизации Варварская Окраина. В условно называемый
варварский мир на колоссальных пространствах Евразии входили как оседлые
племена германцев, предков славян, так и кочевые и полукочевые племена
скифов, сарматов, киммерийцев, гуннов и т.д.
Конечно, эти народы не называли себя «варварами» в силу очевидного
негативного смысла этого названия. Такое оценочное наименование шло от
представителей высокой эталонной культуры в древнюю эпоху. Ставившие
себя выше других: греки, римляне, китайцы называли варварами всех, кто
говорил на непонятном для них языке и резко отличался от них по
культуре. Прежде всего, это касалось стоящих на догосударственном, или
родоплеменном уровне развития-германцев, скифов, гуннов. Само
высокомерное отношение к варварам означало на практике, что эти народы -
греки, римляне, ханьцы (китайцы) не признавали равными себе.
Однако варвары были обществами, хотя и отсталыми от высокоразвитых
(письменных) цивилизаций, но в то же время плотно граничившими с высокой
цивилизацией и получающей от нее культурные импульсы, которые
варварская верхушка охотно перенимала и усваивала. Так варварские
племена древних германцев, праславян, гуннов и т.д. усиленно
взаимодействуя с развитыми цивилизациями греков, римлян, китайцев,
персов активно перенимали у них как элементы государственного управления
обществом и организации военного дела, так и предметы материальной
культуры.
Этим варварские племена отличались от примитивных племен: охотников,
рыболовов, которые в силу своей удаленности от центров цивилизации не
могли выступить в качестве получателей продуктов высокой культуры. Как
пишет И. Яковенко: «Варвар дан цивилизации в столкновении с ней. Это –
человек, принадлежащий обществу, находящемуся на стадии архаики, которое
столкнулось с цивилизацией и испытало на себе ее воздействие.
Варварский мир составляет внешний пояс, ближнюю периферию цивилизации,
которая формируется в постоянных экономических, культурных, военных
контактах с последней. Глубокая периферия, не затронутая
трансформирующим воздействием цивилизации, представляет собой чисто
архаическую культуру».
Если варварские племена и народы крайне нуждались во взаимоотношениях
с народами цивилизованными (хотя бы из-за того что есть что у них
пограбить), то в не меньшей степени нуждались в варварах представители
высокой цивилизации.
Цивилизации греков, римлян, ханьцев охотно использовали варварские
дружины в качестве наемников на военной службе. Зачастую наемных
варваров использовали для войны с другими варварами, беспокоившими
границы империй Рима и Китая.
Однако, торговля и кратковременные военно-политические союзы между
цивилизацией и варварами часто нарушались и сопровождались войнами между
ними. Налицо был культурный антагонизм, который невозможно было скрыть
никакими выгодными экономическими связями.
Напомним что варвар, в отличие от представителя примитивной культуры
(стадии дикости), в той или иной форме усвоил элементы стиля и образа
жизни культуры цивилизованных народов. В какой-то степени его можно
назвать цивилизованным варваром. Но поверхностно усвоенная цивилизация
порождает в душе варвара неразрешимый конфликт. «Весь спектр отношений
варвара к цивилизации определяется фундаментальным противоречием: варвар
не может жить без цивилизации, но в меньшей степени он способен (и
желает) жить в цивилизации» (И. Яковенко).
То есть налицо явное противоречие, когда варвара притягивают блага
цивилизации и ее жизненный комфорт, однако, в условиях сохранения
варварского общества варвары не могут перейти на цивилизованную жизнь.
Осознание собственного несовершенства, по сравнению с копируемым
образцом, порождает в душе варвара внутренний конфликт. Этот конфликт
приводит к появлению у варваров такого чувства как ressentiment (сложное
чувство зависти, ненависти, злобы и обиды).
Чувство собственной неполноценности, наряду с завистью и пониманием
невозможности устроить жизнь цивилизованно вынуждает варваров принять
самое простое решение – взять силой то, что принадлежит цивилизации. То
есть начать грабить цивилизацию и ее плоды. Именно этим объясняется на
первый взгляд непонятная разрушительная агрессия варваров – (вандализм),
поверхностно усвоивших плоды цивилизации. Так кочевники гунны, монголы
или оседлые племена вандалов бессмысленно уничтожали памятники
письменности и артефакты высокой культуры.