Анализ "Марша аквалангистов" В.Высоцкого.
У
Владимира Семеновича Высоцкого много песен, посвященных людям разных профессий,
судеб и занятий. Многие хотели, чтобы и про них написал, их нелегкое дело
воспел набирающий широкую известность бард. Это, видимо, было интересно и ему –
актеру.
Данный "Марш" написан Высоцким в 1968 г по просьбе аквалангистов московского клуба "Сарган". Речь в нем не о романтике: "Красиво здесь? Все это сказки!". Тема философская: риск,
связанный с дайвингом. Хотя такого термина еще не было на слуху полсотни лет
назад! Как раз эпизод поиска товарища, не сумевшего выбраться из коралловых
зарослей до того, как у него кончился кислород, и стал сюжетом песни. Да,
в этот раз аквалангистами движет чувство
дружеского долга, у них четко обозначенная цель. Но основная мысль – что
же толкнуло в опасную пучину погибшего и их, избежавших до поры этой печальной
участи? Высоцкий полагает, что этого не понять тем, кто "ищет брода" и
предпочитает "мягкие постели", а не ощущение легкости, свободы, пьянящего чувства
опасности и получение новых впечатлений при погружении в глубины.
Конфликт: лирические
герои – не супергерои! Страшит и кессонная болезнь, и акулы. Люди в аквалангах
плачут об ушедшем друге. А, может, и о себе – авансом? Помощь опоздала, смерть
пришла раньше, чуда не произошло. Кто кого? Автору это очень близко - он и сам
жил с натянутыми нервами. Сегодня (идея) победил несчастный случай, а
завтра аквалангисты продолжат рыцарский турнир с Роком.
Марш
– это музыка, организующая движение. И в стихотворении чувствуется постепенное
упорядочение. Сначала растерянность, подавленность, скованность тела, сжатость
скул и чувств, страх. Целеустремленное движение среди рыб. Найденный друг, в
последний момент снявший, как забрало, ненужную уже маску. Каждая строфа
заключает в себе какой-то новый аспект или поворот сюжета, настроение заметно
меняется. Минорность угнетенности, разрешившаяся слезами, переходит в оптимистическую решимость. В соответствии с
этим движением и построена композиция песни, заканчивающейся спонтанным
порывом: "Мы завтра продолжим!"
Лексика
обычная, бытовая. "Полезли в пучину", "замучила жажда", "застрял в пещере кораллов".
Обычные мужики же! Используются, конечно, и привычные аквалангистам термины: "балласт", "ласты", "акваланг", "кислород", "маска", "кессонная болезнь".
Текст написан трехстопным амфибрахием (- + - /- + - / - + - /
; в схеме "+"ударный слог, "-" безударный). Рифма перекрестная, женская.
Фонетика
с преобладанием звуков л, с, ж, з, подчеркивает безмолвное спокойствие подводного
пейзажа, нарушаемое лишь поднимающими пузырьками выдыхаемого воздуха.
Художественный образ создается скупыми
средствами, требующими дальнейших раздумий: эпитет, гипербола, метафоры, ирония
не многочисленны и не очевидны. Зато
аллегорий много.
Эпитет "пучеглазые" относится к рыбам, но намекает на образ самих аквалангистов. Можно провести
параллель: пучеглазые рыбы – люди в масках. Человек погружается в иную стихию, и
автор показывает, что грани размываются. Устанавливается взаимоподобие: человек
- " как фаланга" (метафора), а рыбы (антропоморфизм) наделены эмоциями - "глядят удивленно".
Гипербола «закованы» показывает, как трудно дается проникновение в иной
мир. Усиливает впечатление ирония,
заключающаяся в том, что человека мучает жажда: кругом ведь вода, но она не
пригодна для питья!
Метафоры ("лежащие в постели", "ищущие брода") – не
только сравнение, но и противопоставление разного отношения к риску. То, что они представлены в риторических
вопросах, дает еще больше пищи для размышлений о нем.
Риторические вопросы ( "Красиво здесь?"; "Понять ли лежащим в постели?"; "Изведать ли ищущим брода?") устанавливают контакт, предваряя возможные
вопросы слушателя (читателя) и предлагая самому решить их для себя. В них умолчание - что понять и что изведать?
Можно найти
олицетворение: "живучего" рока и случая, который "празднует".
Аллегория "тянет на дно, как балласты" намекает, что тяга к сопряженному с риском неизведанному также непреодолима, как земное притяжение. Но она также
необходима человеку, как аквалангисту балласт, который дает возможность
погрузиться в большие глубины и взять больше кислорода.
Как и все
песни Владимира Высоцкого, "Марш" заставляет задуматься о жизни. Все мы в ней в каком-то смысле аквалангисты.