Все знают, что раньше люди писали книги вручную. Какой-нибудь древний монах-переписчик ночами, при свете свечи, сидел над манускриптами, выводя замысловатые буквы. Написать от руки целую книгу невероятно сложно, поэтому в древности книги считались величайшей ценностью. Порой писец работал многие месяцы и, окончив свой труд, облегченно писал в конце: "Как радуется заяц, убежавший от ловушки, так радуется и писец, окончивший эту книгу". А потом в XV веке Иоганн (а по-нашему — Иван) Гутенберг изобрел печатный станок. С тех пор книги наводнили мир.
На Руси, кстати, зачинателем печатного дела тоже был Иван. В историю он вошел как первопечатник Иван Федоров, хотя в некоторых напечатанных им книгах он подписывался как Иван Федорович Москвитин. О нем мы вспомнили не зря. Ведь в этом году исполняется 440 лет с тех пор, как 19 апреля 1563 года Федоров открыл в Москве первую на Руси "печатню", то есть типографию.
Открыл он ее по царскому веленью. Печатный станок тогда был делом государственной важности, и без указания царя никто книгопечатанием заняться не смел. Ведь правил тогда Иван Грозный — царь страшный и жестокий. Зато значение книги царь понимал и, решив не отставать от Европы, повелел построить Государев Печатный двор. Стоял он в Москве, в Китай-городе (кстати, здание корректорской, или, как ее тогда называли, "правильни" стоит там до сих пор). Его руководителем и стал церковный дьякон Иван Федоров, будущий первопечатник.
Строго говоря, он был не самым первым. Перед этим несколько лет в Москве действовала некая анонимная типография (вероятно, при государевом дворе). Книги, которые выпускали эти неизвестные печатники, не имели никаких выходных данных, и мы не знаем, когда и кем они были напечатаны. Так анонимный издатель опрометчиво упустил шанс войти в историю, уступив его нашему герою.
Итак, первая точно датированная печатная книга на русском языке увидела свет в марте 1564 года. Она называлась "Деяния и Послания Апостолов", хотя чаще говорят просто "Апостол". Федоров и его помощник Петр Мстиславец работали над этой книгой почти год! Это был довольно пухлый том церковного содержания. Печатники хотели, чтобы книга была похожа на старые рукописные книги. Шрифт ее воспроизводил рукописное письмо, первая буква каждой главы была выделена красной краской. Начало каждой главы было украшено узором, на котором переплетались виноградные лозы с кедровыми шишками. Через полтора года Федоров и Мстиславец издали сборник молитв "Часовник". Еще долго именно по этой книге детей учили чтению. К сожалению, эта книга оказалась второй и последней, выпущенной Федоровым в России.
О Федорове мы знаем немного - только то, что он сам о себе рассказал в своих изданиях. Мы знаем, например, что он учился книгопечатанию у некоего датского мастера, которого король Дании прислал в Москву специально по просьбе Ивана Грозного. Кстати, Федоров был, оказывается, на все руки мастер — он сделал не только печатный пресс, но и многоствольную мортиру — дальнюю предшественницу "катюш".
Знаем мы и то, что новые веяния в книжном деле не очень-то пришлись по вкусу старым монахам-переписчикам. Еще бы — такая конкуренция! Труд переписчика становился абсолютно невыгоден, ведь станок позволял печатать книги куда быстрее и дешевле! Мы знаем, что в 1566 году в типографии Федорова произошел пожар, и есть все основания считать, что он не был случайным. В итоге Ивану Федорову и Петру Мстиславцу пришлось бежать в Литву, а потом и на Украину. "Зависть и ненависть нас от земли и отечества и от рода нашего изгнали и в иные страны, неведомые доселе", — написал Федоров. Но и там компаньоны продолжили заниматься печатным делом — издали "Псалтырь" и "Азбуку".
Некоторые книги Федорова можно увидеть в Петербурге. В главной библиотеке города, Российской национальной, хранятся четыре экземпляра его "Апостола".
Павел Колпаков