– Мы не случайно повторяли сегодня написание букв ь и ъ, потому что с ними связана тема сегодняшнего урока. Попробуйте сами догадаться, чем мы сегодня будем заниматься.
– Как всегда, Почемучка приготовил для нас вопросы. Прочитайте их на с. 31. Найти ответы на эти вопросы – наша задача.
IV. Наблюдение над словами с разделительными ъ и ь.
1. Актуализация опорных знаний учащихся о буквах ъ и ь.
– Чем интересны эти буквы и непохожи на все остальные? (Не обозначают звука в отличие от других.)
– Для чего они служат в русском языке? (ь – для смягчения согласных, для разделения гласного и мягкого согласного; ъ – для разделения гласного и твёрдого согласного.)
2. Работа со словами.
Под..езд, с..ёмка, об..явил, пред..юбилейный, вороб..и, в..юга, плат..е, сем..я.
– Прочитайте слова. Подумайте, какой знак нужно вставить в каждое слово. Запишите слова в тетрадь. Подготовьтесь к объяснению.
– Что ещё необходимо сделать, чтобы дать ответ Почемучке? (Сделать разбор слов по составу.)
На доске и в тетрадях получается запись:
понятненько?