то было – мы не всегда знаем в деталях, что есть - не всегда успеваем осознавать, а вот что будет - об этом мы любим помечтать. А если к мечтам прибавить анализ и прогноз, то это уже будет форсайт. Форсайт - это всегда единство трех действий: мышление (обдумывать будущее), обсуждение (спорить о будущем), прогнозирование (очерчивать будущее). Цель форсайта - определение возможного будущего, создание желаемого образа будущего и определение стратегий его достижения.
Каким должен быть университет по форме и содержанию, какие образовательные технологии наиболее эффективны, каким должен быть преподаватель и студент, каким вызовам в состоянии ответить общество, экономика, культура? Такие масштабные вопросы были в сфере рассмотрения магистрантов и аспирантов химико-технологического университета, Ивановского госуниверситета и его Шуйского филиала 14 апреля. Такая коллективная проектная работа преследовала вполне конкретную цель: попробовать представить модель эффективного университета.
Проект осуществлялся по принципу «здесь и сейчас», занял несколько часов интенсивной работы как магистрантов и аспирантов, их модераторов, так и экспертного совета (А.А. Малыгин, Т.А. Воронова, О.Н. Масленникова). Группам было дано предварительное техническое задание, но полностью условия игры известны участникам не были. 5 групп магистрантов и аспирантов работали над пятью проектами: вызовы среды, оснащение университетов, образовательные технологии, преподаватель будущего, студент будущего. Рассматривалась относительно близкая перспектива – 2020 год. В результате форсайта родился проект «Эффективный университет 2020: 5 шагов в будущее».
Магистранты химтеха занимались образовательными технологиями. И соответственно 2 разных взгляда очень убедительно и профессионально представили: магистранты К. Смирнова, И. Ваняшов, А. Сурнин, А. Неустроев и магистранты ФФПХ 1 года обучения в полном составе. Молодцы! (Молодцы вдвойне, потому что эти герои - еще и активные участники Дней Науки!). А 23 апреля в рамках регионального инновационного конвента «Интеграция» состоялась защита проекта, где в очередной раз можно было убедиться в приобретенном опыте и новых знаниях магистрантов нашего химико-технологического университета и порадоваться за них.
Особую благодарность хочу выразить начальнику учебно-методического управления ИГХТУ, к.п.н. А.А. Малыгину, пригласившему меня к участию в этом проекте. Спасибо за возможность учиться, чтобы учить!