В рассказе два героя: старик и мальчик.
Образ старика у Гайдара явно положительный. Но если разобраться по сути- какие хорошие дела совершил этот дедушка? Во-первых, он - "темная лошадка", потому что неместный ("пришел на село издалека"). "Плел корзины и подшивал валенки" односельчанам явно не от доброты сердечной, а просто таким образом зарабатывал себе на хлеб. Именно его поставило колхозное начальство с берданкой сторожить колхозный сад от "воров" (т.е. фактически от самих же голодных колхозников, в основном, ребятишек). Тоже далеко не каждый пойдёт эцелопом на такую работу.
Ну залез бедный голодный ребенок в сад съесть пару зеленых яблок от голода, организованного продразверстками всякими. Добрый человек сделал бы вид, что не заметил малыша, но таких в охранники никогда бы не назначили (у эцелопов должен быть специфический менталитет: "Велено не пущать!"). За что мальчишке он показался добрым? - Всего лишь за то, что не вылупил крапивой (т.е. не причинил зла), но ведь и добра он ему тоже не причинил! (мог бы хотя бы поговорить ласково, пожалеть, объяснить, что он рад бы накормить мальчика, но не имеет права). Ничего этого дед не сделал. Молча вывел за ограду, и всё.
Дальше еще чище. Когда Ивашка, будучи действительно "по натуре добрым" ребенком, захотел отблагодарить деда (повторюсь, не за добро, а всего лишь за то, что дед не причинил ему зла!), что сделал этот мерзкий дед?- Он "сурово (почему "сурово"- то??) поблагодарил Ивашку", и под предлогом неоставления своего поста ни на минуту ("потому что были еще на свете такие люди,
которые, очень просто, могли бы за это время колхозный сад от фруктов
очистить." - вот как он доверяет своим односельчанам, которые его в своем селе приютили!!) заставляет мальчика (напоминаю: голодного, обессиленного!!) тащитьдля него в гору тяжеленный булыжник, ЗАВЕДОМО ЗНАЯ, что он не пойдет его разбивать!!
После этого я считаю, что это не дед, а какой-то выродок рода человеческого.
И заметьте, как он рассказывает о себе: хромой- это от того, что на ногу упал забор, когда он строил баррикаду (= боролся за щастье людей!), беззубый- исключительно за пение революционных песен. Но ведь это всё только с его слов! А может он уркой был и всю жизнь за это в тюряге сидел??! Там ему и зубы повыбивали, и ноги покурочили другие его "товарищи"- бандюги.
Вот таким образом учил т.Гайдар детей разбираться, кто из взрослых хороший, а кто плохой. Не удивительно, что потом в "Судьбе барабанщика" точно такие же бандиты одурачили другого мальчика, рассказав ему сказочку про то, какие они храбрые "чапаевцы".