Задание 28. Постройте свое выступление на эпифоре.
1. Почему у нас за все надо платить?
... — плати.
... — плати.
... — плати.
... — плати.
Почему за все это мы должны платить? Ведь мы все платим налоги и уже за все это заплатили государству. Почему мы должны платить за это второй раз?
Государство должно не сокращать сферу бесплатных услуг, предоставляемых своим гражданам, а расширять ее.
2. Сколько еще времени мы будем у нас в стране слышать окрики чи-новников разного ранга: «Кто вам это разрешил?».
Что это за система, что мы должны на все спрашивать разрешения у чиновника?
Надо тебе... спроси разрешения у чиновника,
Хочешь... — спроси разрешения у чиновника,
Решил — спроси разрешения у чиновника,
Захотел -— спроси разрешения у чиновника.
Ведь на все это есть соответствующие разрешительные законы. Почему мы не можем получать все, что разрешено этими законами автоматически? Почему у нас фактически не действует принцип, провозглашенный еще М. С. Горбачевым: «Разрешено все, что не за-прещено»?
Градация — признак публицистической, особо взволнованной речи. Она эффективна в позитивно настроенной, благожелательной, эмоционально сочувствующей аудитории.
Задание 29. Составьте текст, используя градацию.
О б р а з е ц . Мои оппоненты называют это недостатками. Но это не просто недостатки, это даже не ошибки, это настоящее преступление.
1. Они говорят, что к этому человеку надо принять меры. К нему не просто надо принять меры, его нужно..., его надо... 2. Начальство говорит, что на это дело нужна значительная сумма. Эта сумма не просто значительна, она..., она... для нашего бюджета. 3. Она не просто симпатичная, она..., она просто...
Задание 30. Вы завершаете свое публицистическое выступление. Постройте заключительную фразу с использованием приема градации. Используйте слова и выражения, приведенные в скобках. Если необходимо, измените конструкцию фразы.
1. Это не просто... это... это это, наконец, просто — !.. (Халатность, ошибка, недостаток в работе, преступление, непредусмотрительность, нев-нимательность к выполнению своих должностных обязанностей, вопиющее равнодушие к судьбам людей, небрежность.)
Надо полностью исключить возможность повторения подобных ситуаций в будущем!
2. Я не просто... тексты современной поп-музыки.., я их.., я их..., я их..., я их просто!..
(Равнодушен, не люблю, не выношу, не терплю, ненавижу, видеть и слышать не могу, испытываю отвращение, презираю, не испытываю интереса.)
Мы должны вернуться к музыке с осмысленным текстом!
3. Такое поведение депутата Думы не просто.., оно.., оно.., оно.., оно!..
(Неприлично, безобразно, нечестно, возмутительно, недопустимо в его положении, преступно.)
Мы должны принять немедленные меры, чтобы отозвать этого депутата из состава Думы!