Для литературы 70-х годов характерна глубокая постановка нравственных проблем. В этом русле развивается и творчество В. М. Шукшина, полное веры в неисчерпаемые возможности человеческой личности. Любимые герои Шукшина чаще всего живут и действуют в селе. Это люди разных профессий: колхозники и сельские механизаторы, плотники и печники; шофёры и продавцы, учителя и врачи. Они люди простые, но не примитивные. Всю сложность человеческой души умел показать Шукшин в любом человеке. Обычная жизнь обыкновенных людей... Но под покровом повседневности он умеет видеть те черты, которые создавали русский характер. Это прежде всего: честность, трудолюбие, совестливость, доброта. Несмотря на кажущуюся обычность, герои Шукшина люди неординарные, с "особинкой", говоря по-шукшински - "чудики".
Одним из таких "чудиков" предстаёт перед нами шофёр Сергей Духанин. В рассказе "Сапожки" нет замысловатой фабулы. Но с такой психологической точностью выписаны персонажи и отношения между ними, так важна заложенная в нём мысль о необходимости доброты и участия в общении между собой людей. Сергей купил жене сапожки, каких она и "во сне не носила". Не остановили его ни цена, ни презрение и хамство продавщицы. Перетерпел Сергей и насмешки своих товарищей, которые считали, что он по глупости выбросил деньги, заработанные тяжким трудом. Для чего эти сапожки, если на улице грязь по колено, да и не налезут они на Клавкину ногу. Расстроился Сергей и решил их бросить в колодец. Но писатель-оптимист не может так закончить рассказ. Выясняется, что подарок всё-таки остался в семье: поносит их ко всеобщей радости Клавкина дочь. "Спешите делать добро, приносите радость своим близким!" - хочет нам сказать Василий Шукшин.
Мысли о душе, о совести, о смысле жизни посещают многих шукшинских героев. Не этим ли привлекает внимание писателя фигура деревенского философа Алёши Бесконвойного? Перед нами хороший человек и безотказный работник, но вот почему-то категорически не желающий работать по субботам. Никакие уговоры на него не действовали. "В субботу он просыпался... и сразу распускалась в душе тихая радость. Он даже лицом светлел". В этот день он спокойно-медлителен, задумчив, неспешно топит баньку и наслаждается ею. И узнаём мы, что Алеша философствует о смысле жизни и в результате своих размышлений приходит к выводу: "Нет, жить, конечно, имеет смысл. Другое дело, что мы не всегда умеем".
Я прочитала рассказ, и у меня осталось очень приятное впечатление об этом простом сельском труженике, который понимает, что не только работа должна поглощать человеческое существование, ведь и душе праздник нужен. Так в рассказе о "чудном" человеке раскрыта проблема социальная и вполне современная.
Ещё один "чудик" предстаёт перед нами - это Андрей Ерин из рассказа "Микроскоп". Герой тратит всю зарплату на то, чтобы купить микроскоп. Неделю Андрей жил, как во сне. Ночью он по два раза вставал, смотрел в микроскоп. Приходя с работы, он тщательно умывался, наскоро ужинал, садился за микроскоп. Он рассматривал всё: капли дождя, воду из колодца, капли пота, кровь. Его мучила мысль, что микробы, которые нас окружают, сокращают нам жизнь. Андрея захватила идея: уничтожить микробов, чтобы продлить жизнь. Но финал печальный. Жена узнаёт об обмане, и Андрей лишается микроскопа, а горе заливает водкой. Без мечты и великой идеи жизнь теряет для него смысл.
В великом современном споре о человеке Василий Шукшин всегда оптимистичен. Он беспощаден ко всему злому, тёмному, что пятнает человеческую душу.
Рассказ "Срезал" уникален. Он отличается новизной проблемы и остротой ее разработки. Глеб Капустин - своего рода деревенский интеллектуал. Во всяком случае, такая у него репутация среди односельчан. Когда в деревню приезжает кто-нибудь из знатных земляков, Глеб приходит к нему и подлавливает на каком-нибудь газетно-книжном пустяке. Этим самым ставит человека в неловкое положение, унижает его. С первых же слов диспута, в который Капустин втянул простодушного Константина Ивановича, выясняется, что это типичный демагог, да ещё и озлобленный. Он просто нашпигован различными отрывочными сведениями из газет и журналов, но пользуется он ими, чтобы напакостить. В. Шукшин так поясняет поведение этого человека: "А в общем - это злая месть за то, что на пиршестве, так сказать, обойдён чарой полной".
И ещё одно. Не могу не согласиться с выводом В. Шукшина: Глебов Капустиных нужно изживать, чтобы они не портили нам жизнь.
В конце хочу сказать, что Василий Макарович Шукшин изображает своих героев как художник, открывая их душу, неординарность, многогранность. Он ставит перед нами вопросы: Для чего живём? В чём смысл жизни? Герои Шукшина редко приходят к определённым ответам на эти вопросы. Ещё менее склонен давать советы и рекомендации сам автор: пусть читатель сам разберётся в своём отношении к жизни и найдёт ответы.