Лучше бы об Онегине. Не буду говорить о слоге, о
богатстве языка произведения - они вполне соответствуют гению поэта, и вряд ли найдется сейчас человек, имеющий
право говорить об этом без восхищения. Я восхищаюсь. Скажу
о мастерстве, с которым Александр Сергеевич рассказал о времени, о нравах того
времени и, конечно, об Онегине. Молодой повеса и, как
лондонский денди, одет, "поклонник Канта и поэт",
"красавец, выгодный жених", румяная и всегда веселая, задумчивая и
печальная, предпочитающая шумным играм чтение толстых романов и одиночество -
вот скажите, что Вы не узнали по этим характеристикам имена героев! Но
самое удивительное в том, что,
рассказывая
о выдуманных героях, Пушкин мастерски и узнаваемо рассказал о типичных
представителях той эпохи и круга своего общения, со всеми их достоинствами и
пороками. Он удивительным образом ограничил свой рассказ об этих людях
какими-то мелкими, не касающимися жизни страны, делами. Это Пушкин-то, не раз попадавший в
немилость властей из-за своих взглядов! Может потому, этим людям, по-своему
хорошим, нет
дела до общества, в котором они живут? И даже весьма неплохой опыт говорящего
по-французски Онегина в управлении - он барщину заменил оброком - привел к тому, что
Евгений прослыл среди соседей опасным чудаком. К этому времени
возвращается из Германии Ленский, воспевающий "нечто и туманну даль",
то есть человек вовсе отстраненный от жизни, и, несмотря на несхожесть
характеров, они с Онегиным
сближаются. Почему? Да потому, что Онегин сам такой же отвлеченный. Он не видит смысла
жизни. Вот посмотрите, ни разу поэт не показал хоть какую-то достойную
цель Евгения. Только в конце, когда он влюбился в Татьяну, появилась
недостижимая цель - Татьяна, но тут поэт закончил повествование. Была вторая
часть, но ее нет, и мнение об Онегине складывается по тому, что мы читаем: человек с большим потенциалом,
разменивающий свою жизнь на недостойные
мелочи. Думаю, именно это и хотел показать поэт - как пропадает поколение,
лишенное смысла жизни, отстраненное от активной жизни суровостью власти и
легкомысленным воспитанием. Великие цели заменены на суррогаты и мелкую возню в
своем узком кругу. При этом Онегин честен. Когда в него влюбляется
Татьяна и пишет пылкое письмо, он не только мягко отвергает ее любовь, но и
советует ей быть осторожнее, чтобы ее неопытность не привела ее к беде. Однако и он, и поэтическая натура Ленский подвержены
довлеющему влиянию общественного мнения. Один из них умер из-за этого, а
другой - убил. Из-за глупого поведения обоих на балу Ленский вынужден вызвать приятеля на дуэль, а Онегин
принять этот
вызов.
Помириться способа не придумали, разрядить пистолеты в воздух не
додумались или не захотели, ах эта русская
рулетка! Не свою ли глупую и подлую гибель предвидел поэт -
провидец? Ветреная Ольга очень скоро выходит замуж, недолго она любила
Ленского, впрочем, никто ведь не ожидал от нее другого? Отвергнутая Татьяна под
давлением матери вскоре выходит замуж и переезжает в столицу. «Без службы,
без жены, без дел», до двадцати шести лет не зная, чем заняться, и Онегин вскоре уезжает из деревни. Там он встречает Татьяну
- "ужель
та самая Татьяна?» И вот, впервые в
жизни, Онегин влюбляется в некогда отвергнутую Татьяну и признается ей в любви.
Но она "другому отдана и будет век ему верна". Великолепный шанс начать новую, более осмысленную, жизнь безвозвратно пропадает, как наказание за прошлые грехи. К чему готовил автор Онегина во второй
части? К бессмысленному существованию и смерти без чести? Или встряска безответной любви дала ему
возможность взглянуть на себя со стороны и начать восхождение к человеку
разумному от растительной жизни? Хочется верить во второе. Мне Онегин симпатичен,
несмотря ни на что. Не уверен, что при нашей жизни мы увидим что-то сравнимое с
этим великим произведением по краткости, точности
характеристик и образов. Александр Сергеевич создал слепок общества, который
стал памятью
о
поэте в народе и памятником ему.