Перед нами раскрывается и Соня, безнадежно влюбленная в Николая Ростова и мечтающая выйти за него замуж. За столом девушка ревнует Николая к Жюли Карагиной, а затем рыдает у Наташи на плече из-за жестоких слов Веры: старшая дочь Ростовых убеждена, что брак Сони и Николая невозможен, прежде всего, потому, что он помешает карьере Николая.
Наташа поддерживает подругу, как может, сопереживает ей до такой степени, что сама начинает плакать, лишь увидев, что Соне плохо. Толстой не приукрашает свою героиню: «И Наташа, распустив свой большой рот и сделавшись совершенно дурною, заревела…» Но от таких подробностей мы еще больше любим Наташу за ее непосредственность, искренность, естественность. Вообще, эта девочка переняла все самые лучшие черты своей семьи.
Наташа горячая, озорная, смелая. Она, рискуя навлечь на себя неудовольствие не только матери, но и Марьи Дмитриевны, перебивает разговор взрослых и спрашивает, какое мороженое будут подавать на десерт. А потом смело вступает в разговор с гостьей, и та, горячо любящая этого «казака», прощает ей ее дерзость.
Заканчивается эпизод танцем графа Ростова и Марьи Дмитриевны. Известно, что в танце человек раскрывается и можно понять его характер, натуру, суть. Толстой использует этот прием. Он видит в графе Ростове и его партнерше по танцу основу русской нации, воплощение национального характера, лучших сил, которые, вместе с русским народом, и выиграли войну с французскими захватчиками.
Таким образом, эпизод «Именины Наташи Ростовой» дает нам характеристику многих героев романа, намечает дальнейшие сюжетные ходы, позволяет понять отношение самого писателя к своим героям, выявить его идеал семьи, его взгляд на русский характер и русского человека.