Морфологические:
• приставочный (при-город; сверх- мощный; не-спокойно);
• суффиксальный (лимон >лимон –н-ый; чёрн-ый>черн –от-а);
• приставочно-суффиксальный (нос >пере-нос –иц-а; окно>под-окон –ник-o);
• сложение – соединение двух или боле основ или слов (овощехранилище; глинозём);
• сложносокращённые слова: из начальных частей или слогов слова (спецкор – специальный корреспондент); из части слова и полного слова ( педколлектив – педагогический коллектив; сбербанк – сберегательный банк); из начальных букв слов (аббревиатура) ( МГУ – Московский государственный университет);
• усечение основы (новые слова образуются через усечение производящей основы; способ действует только в словообразовании существительных) (магнитофон –маг; заведующий –зав);
• обратное словообразование –образование более простого по структуре слова от более сложного (фляга<фляжка; дояр<доярка)<br> Неморфологические:
• лексико – семантический – появление новых слов в результате изменений в значении уже существующих в русском языке слов (прапорщик (знаменосец)> прапорщик (воинское звание); бригадир(воинское звание) > бригадир (руководитель трудового коллектива);
• морфолого –синтаксический –появление новых слов в результате перехода слов из одной части речи в другую ( столовая (ложка) [ прилаг.] >столовая (помещение) [ сущ.] ; караул [ сущ.] > караул! [ междомет.];
• лексико-синтаксический – появление новых слов в результате сращения словосочетаний ( высококачественный <высоко +качественный; тотчас < тот + час).<br> Словообразовательный разбор
Порядок разбора
1.Установить производящую основу для данного слова.
2. Выделить словообразовательные аффиксы.
3. Указать способ образования слова.
4. Выстроить словообразовательную цепочку.
Образец разбора.
Приусадебный
1.Производящей основой для слова приусадебный является основа в слове усадьба.
2. Слово приусадебный образовано от слова усадьба посредством одновременного присоединения к производящей основе приставки при- и суффикса –н- .
3. Способ словообразования – морфологический, приставочно-суффиксальный.
4. Словообразовательная цепочка: усадьба>приусадебный (наблюдается чередование нуль звука /е).
Порядок выполнения работы:
1) Укажите, каким способом (приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным, бессуффиксальным, сложением с соединительной гласной или без нее, с добавлением суффикса) образованы следующие слова:
Антиобщественный, беззвучный, верность, влить, водокачка, глинистый, деревянный, допушкинский, дочитывать, желтизна, заводской, закричать, заокеанский, земледельческий, зимний, изгнать, начистить, небольшой, общественный, передать, писатель, подземный, подосиновик, подстаканник, полуботинки, посвистывать, премудрый, пригорок, придавить, придорожный, рубка, рыбак, старик, стрелок, трёхсложный.
2) Укажите слово, основа которого является производящей для каждого из следующих слов.
Образец: Белизна –бел-ый; белильщик –бел-ить.
Бедность, бегун, ветреность, забастовочный, болельщик, разносчик, утренник, горошинка, серебристый, адресат, окоченелый, документальный, столичный, соперничать, заочник.