1. Для дуэли был повод. Раздраженный тем, Что Ленский заманил его на именины Татьяны, где собрались неприятное Онегину общество, он стал оказывать знаки внимания Ольге, которые та весело принимала. Ленский, как это было принято в романах, расценил это как двойную измену: невесты и друга.
Дуэль как ритуал восстановления чести была обычным явлением.
Молодые люди не стремились закончить дело миром. Ленский, напротив, боялся, что Онегин не примет вызов и лишит его романтического (в его понимании) поступка. Онегин же испугался, что отказ от дуэли подорвет его репутацию.
Для Зарецкого, секунданта Ленского, нашелся прекрасный случай развлечься, показать себя и не допустить примирения друзей и восстановления приятельских отношений, противопоставлявших себя сельскому обществу. Поэтому он и на многочисленные нарушения дуэльного кодекса закрывает глаза.
Дуэль нужна была Пушкину как переломный эпизод развитии сюжета и для более яркого показа характеров действующих лиц.
2) Авторская позиция по отношению к дуэли резко отрицательная.
Он показывает, что Ленский писал романтические стихи, полные "любовной чепухи", тоскуя лишь о возможном печальном исходе для себя. Но не подумал, что он может стать убийцей.
Онегин, понимая, что неправ, что, как старший, должен был предотвратить дуэль. Но не смог презреть условности и равнодушно лег спать, проспав нужный срок и опоздав к дуэли.
Пушкин подробно говорит, что мечтать о позоре врага и даже представлять его смерть - это одно. Но лишить жизни - совсем другое. Онегин, "мгновенным холодом облит", понял, что натворил, но было поздно.