На именинах Татьяны Онегин, чтобы позлить другу, начинает демонстративно ухаживать на Ольгой. Итак, дуэль была неизбежна. Автор считает, что Онегин должен стать выше предрассудков, явить души прямое благородство, поступить мужественно и честно. ОДнако Онегин не мог презреть общественное мненье - "пружину чести". Далее автор пытается показать, что несмотря на то что Онегин боится сплетен, он тем не менее пытается расстроить дуэль, немного опоздав( по правилам дуэли опоздание более чем на 15 минут свидетельствовало о малодушии - и дуэль отменялась). ОН берет себе в качестве секунданта слугу-француза, что должно было оскорбить секунданта Ленского - Зарецкого. Поступить более решительно Онегин не захотел:"Но миг покоя своего он не отдал бы ни для кого".
Описывая дуэль, автор становится выше своего героя, выше предрассудков:"Но дико светская вражда боится ложного стыда". И автор скорбит о Ленском - "Дохнула буря, цвет прекрасный увял на утренней заре, потух огонь на алтаре!..". Но автор также сочувствует убийце:"В тоске сердечных угрызений, рукою стиснув пистолет, глядит на Ленского Евгений".
Автор пытается утешить и читателей ("Друзья мои, вам жаль поэта..."), давая возможные варианты жизни Ленского, - едва ли не страшнее этой, физической гибели прекрасного юноши другая, духовная смерть: женился бы, "пил, ел, скучал, толстел, хирел. И наконец в своей постели скончался б посреди детей, плаксивых баб и лекарей".