Наиболее известное произведение Пришвина — сказка-быль «Кладовая солнца» . «Кладовая солнца» — волшебное название. Начало произведения по стилю и ритму напоминает сказочный зачин: «В одном селе, возле Блудова болота...» . Но тут же автор дает вполне конкретные указания места, времени, обстоятельств повествования. В сказках часто дети остаются сиротами и живут самостоятельно. Сказочной кажется «чудесная вещь» — компас. В сказках часто встречаются такие предметы, которые помогают героям в трудных ситуациях: волшебный клубок, яблочко, сапоги-скороходы. Но мы знаем, что компас действительно необходимая вещь, реальный помощник. Как и в русских сказках представлены образы животных и птиц. Волку и тетереву автор дает прозвища — Серый помещик и Косач. Ели, встречающиеся на пути Митраше, предстают в образе старушек: «Чем старше старушка на болоте, тем кажется чуднее. То вот она голый сук подняла, как руку, чтобы обнять тебя на ходу, а в другой палка в руке, и она ждет тебя, чтобы хлопнуть, третья присела зачем-то, четвертая стоя вяжет чулок...» . Да и сам сюжет является традиционно сказочным: девочка собирала в лесу ягоды и заблудилась. Но это вполне реальное событие.
Как же сам автор определяет жанр своего произведения? Для него «сказка-быль» — это неделимое понятие. Сказка и быль одновременно существуют в тексте произведения Пришвина. Сказочные образы метафоричны, богаты сравнениями. Когда же автор говорит о реальных событиях, то подчеркивает волшебные свойства доброты, трудолюбия, изобретений человека, явлений природы.
В описании детей чувствуется авторская любовь и нежность: «Они были очень милые» . Портретным описаниям придана сказочная прелесть: «волосы у нее, ни темные, ни светлые, отливали золотом» , «веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки.. .Только носик один был чистенький и глядел вверх» . Часто упоминается эпитет «золотой» , напоминающий о солнце — символе тепла и жизни.
Прозвище «Мужичок в мешочке» означает, что Митраша, хоть и невелик пока, но уже обладал качествами «мужичка» .
Мы не видим детских игр и развлечений, на плечи детей легла забота о хозяйстве. На протяжении всего текста автор и восхищается детьми, и гордится ими: «Но с такой ли бедой справлялись наши дети в тяжкие годы Отечественной войны!» .
Как и в сказке, добрые силы природы ведут борьбу со злыми и побеждают. Победу одерживают силы добрые, как и в обычной для сказки счастливой развязке.
О своеобразии творчества М. М. Пришвина очень емко сказал В. А. Солоухин: «Основная тема творчества Пришвина, основной объект его художественного исследования — человек. Человек и природа. Восприятие природы человеком, влияние природы на человека, взаимодействие человеческой души и природы, тончайшие и глубокие движения человеческой души в ответ на те или иные проявления природы» .