Каждый день мы встречаем сотни и тысячи людей – знакомых и незнакомых, близких и посторонних. Каждый день мы вдыхаем тысячи литров воздуха, в мозгу проносится многомиллионное множество мыслей и идей. Мы постоянно испытываем чувства и показываем эмоции.
Хотя, если разобраться, то, что же такое «эмоции»?
Взять, например, психологический словарь.
"Эмоции - особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т.д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности."
А как в основном люди понимают значение этого слова?
Да просто проявление чувств. Будь то счастье или грусть – обычно по человеку сразу можно определить его состояние. По выражению лица, по движениям и даже по глазам. Особенно по ним. Не зря же есть поговорка «глаза – зеркало души». С другой стороны, с этим можно поспорить: актеры, актрисы, лжецы и политики, – все они – люди, умеющие скрывать настоящие, душевные чувства. На самом деле каждый человек может контролировать себя. Все зависит лишь от актерского мастерства и ситуации.
Но не будет ли это ложью и обманом?
Актриса, по четвергам умирающая Джульеттой, а по субботам воскресающая в Изольде – всего лишь притворщица?
В каком-то смысле – да. Она может даже действительно испытывать чувства, похожие на чувства персонажа, но все это будет не более чем спектакль. Даже если актеры будут жить на сцене, для публики это все равно только сцена.
Я посещаю театральную студию. Мы ставим спектакль, с каждым занятием все больше подходя к сути проблемы, разыгранной в нем. С каждым занятием мы все больше понимаем собственных героев, их мысли, чувства, эмоции. Пытаемся их выражать. Моя героиня, например, довольно строгая, чопорная английская леди – мать главного героя. Что она может говорить сыну, когда недовольна им? Как показать, что она, скрывающая в свете свои личные переживания, «страшна в гневе»? Что бы найти ответы, приходится «вживаться в роль», представлять себя на ее месте. Почувствовать другого человека очень сложно, иначе все жили бы гораздо счастливее, а герой – тот же самый человек, только живущий не в реальном мире, а в мире, созданном автором. Пытаясь копировать эмоции персонажа, мы стараемся его понять, создаем для него собственный мир. Пропуская чувства героя через призму собственного понимания жизни, мы наделяем его новыми, только нам присущими качествами. Чем глубже понимание – тем больше свободы действий. Каждая мысль уже не твоя, а героя. Тогда и над эмоциями не нужно задумываться, сами найдутся.
И все же. Всего лишь обман.
Настоящие эмоции мы испытываем в жизни. Такой сложной и пугающей, но заставляющей быть сильнее. Нас предают, нас обманывают, нас возносят на пьедестал, нас ругают и восхваляют – все это, несомненно, вызывает в нас живую реакцию. Каждый человек по-разному воспринимает жизнь и жизненные ситуации. Каждый сам справляется со своими переживаниями и волнениями. Кто-то нервно курит и пьет литрами кофе, кто-то предпочитает антидепрессанты, йогу или чтение мантр, а кто-то окунается с головой в виртуальный мир социальных сетей. Я, например, отношусь к последнему типу людей: когда мне плохо, я открываю свой электронный дневник и пишу в нем что-нибудь, носящее драматический характер. Обычно после этого начинается обсуждение проблемы с “он-лайн”-друзьями. Кто-то скажет, что это глупо, хотя я считаю, что сложно решить какой-то вопрос самому в состоянии полного опустошения и отчаяния. И ладно, если есть друзья, которым можно с глазу на глаз, не боясь и не лукавя перед ними, излить душу, показать собственное «я». Но зачастую, в наш век Интернета, многим не хватает живого общения. Оно в принципе сходит на нет. А виртуальное?.. Часто такое общение теперь становится более искренним, вызывает больше эмоций, больше переживаний и волнений, чем какое-либо другое. Не знаю уж, как к этому относятся другие, но гораздо желаннее для меня было бы п