Северный Кавказ — одна из древнейших колыбелей христианства в России.
Первые семена христианства, по преданию, были занесены сюда еще в I
веке, благодаря апостольской деятельности святых Андрея Первозванного и
Симона Кананита в причерноморских греческих колониях Кавказа.
Сохранившиеся христианские надгробия позволяют утверждать, что к началу
IV века в Боспорском царстве уже имелась церковная община.
Памятники христианства сохранились и на территории
Карачаево-Черкесии. На Рим-горе обнаружены каменный крест и греческая
христианская надпись VIII в. В верховьях Кубани и Зеленчуков сохранились
храмы, построенные по византийскому образцу. Обнаружены и другие
памятники христианства - каменные и металлические кресты, погребения,
совершенные по христианскому обряду, - головой на запад, с скрещенными
на груди руками, почти без вещей.
В IV в. христианство, после объявления государственной религией
Римской империи, значительно усилило свои позиции в Черноморских
греческих колониях и, вслед за этим, начало более успешно проникать в
среду населения Северного Кавказа. В 858 г. император Михаил III
направил в Хазарию для проповедования Евангелия преподобных Кирилла и
Мефодия. На пути из Византии в Хазарский Каганат они посетили Северный
Кавказ. Проповедь святых вызвала усиление симпатий населения к
христианству, свидетельством чего стало образование новых христианская
общин.
О распространении христианства у адыгов, свидетельствуют многие
авторы: арабские, персидские, европейские— Эломари, Дзуджани, Вильгельм
де Рубрук, Иосафат Барбаро и многие другие. Полулегендарные
апокрифические сказания V—-VI вв. содержат сведения о крещении алан и
зихов. На это указывают и отдельные памятники церковной архитектуры
Северо-Западного Кавказа (руины базилики в с. Ново-Михайловка).
Большую роль в распространении христианства среди населявших Северный
Кавказ адыгов сыграл византийский император Юстиниан Великий (527-565
гг.). Адыгский ученый-просветитель Шора Ногмов пишет: "Юстиниан
обратил милостивое внимание на адыгов и стал прилагать старания к
обращению их в христианство. Адыги приняли его от греков без
сопротивления, что и послужило причиной сближения двух народов. Имя
Юстиниана в таком уважении между адыгами, что для подтверждения своих
слов народ клялся Юстиниановым столом и Юстиниановым троном... Под
влиянием союза с Юстинианом греческое духовенство, проникши в Кавказские
горы, внесло к нам миролюбивое занятие искусством и про-свещением.
Священник назывался у нас шогень, епископ— шехник... Христианская вера
процветала в Кавказских горах, будучи поддерживаема греческим
духовенством, заменявшим убылых присылкою новых епископов и священников".
На землях адыгов действовали четыре епархии, епископы которых
назначались Византией. В Зихии эти епархиальные центры находились в
Фанагории, Матрахе (нынешняя Тамань), Зихополисе и Никопсе. Зихия была
достаточно тесно связана с Византией. Имеются сведения об участии
епископов Фанагорийского и Зихийского в церковных соборах еще в начале
VI века. В документах Цареградского Собора 519 года стоит подпись
епископа Фанагорийского Иоанна, а в материалах Константинопольского
Собора 526 года встречается имя Зихийского епископа Дамиана.
Более широкое распространение христианства началось с X в. В X—XI вв.
христианство среди адыгов распространяли не только византийцы, но и
русские из Тмутаракани. Так, тмутараканский князь Мстислав крестил
сыновей адыгского князя Редеди (1022 г.). Центром Матрахской
архиепископии продолжала оставаться Матраха-Матрика (русская
Тмутаракань). Подписи матрахского архиепископа встречаются под соборными
постановлениями 1156—1169 гг. В XIII в. Зихская епархия слилась с
Авазгийской и Аланской, в XIV в. она носила название Зихско-Матрахской.
Вместе с христианством в адыгский язык вошли некоторые греческие
названия, например, пятница и др
Источник:
http://blago-kavkaz.ru/index.php/component/k2/item/3024-k-voprosu-o-rasprostranenii-khristianstva-na.....