Сказы "Малахитовой шкатулки" объединяются в группы, связанные
общими героями, как главными, так и второстепенными. Эта связь писателем
специально продумывалась для придания книге большей цельности. Иногда
сказы объединяет указание на одно и то же время и место действия. Часто в
сказах дается как бы история одной рабочей семьи: Степана и Насти, их
дочери; Катерины и ее мужа мастера Данилы, а затем и их детей; старателя
Леонтия и его сыновей Пантелея и Кости. Такие семейные истории
существовали да и сейчас существуют на Урале.
Общие в сказах и
волшебные персонажи, главные из которых — Хозяйка, или Малахитница, и
Полоз. Интересно их происхождение. Еще в глубокой древности сложились у
людей представления о том, что подземные богатства охраняют чудесные
существа. В фольклоре хранители недр выступают в облике или Хозяина,
старика, горного духа, или Хозяйки, девки Азовки. Действия их могут быть
враждебны или доброжелательны по отношению к людям.
Такие
фантастические предания были широко распространены среди уральских
рабочих, многие поколения которых трудились в тяжелейших условиях на
"подземной каторге", в рудниках и шахтах. Стремление объяснить
непонятные явления природы вызвало их к жизни, жажда справедливости,
желание видеть удачу труженика и наказание угнетателя определили их
содержание.
Бажов использует, развивает и дополняет
фольклорные традиционные мотивы. Хозяйка Медной горы не только
хранительница сокровищ, но и покровительница смелых, мужественных,
творчески одаренных людей. Писатель наделяет ее необыкновенной
внешностью. Детали красочного портрета намекают на связь ее с миром
природы. Многое роднит эту героиню со сказочной царевной. Не только
необыкновенная красота, но и чудесные помощники, выполняющие все ее
распоряжения, — разноцвет ныс яшерки. Живет она в прекрасном подземном
дворце, куда можно попасть, только преодолев многие испытания, похожие
на те, которые проходит и герой волшебной сказки.
Отношения
Медной горы Хозяйки с людьми определяются особыми условиями, так
называемыми запретами. Одним из них был запрет женщине спускаться в
шахту, во владения Хозяйки. Другим — не жениться молодцу, который хочет
обрести ее покровительство. Не случайно рабочие побаивались Хозяйку,
избегали встреч с ней.
Творчеству народных умельцев,
истинных художников принадлежит одно из важных мест в сказах Бажова.
Неутомимый поиск характеризует, например, мастера Данилу и его сына
Митю, стремящихся раскрыть красоту камня, чтоб "сердце радовалось" у
людей при взгляде на их работу.
Но не всем дано оценить
мастерство умельца. Для барина главное — "сколько камни стоят". Узнав,
что использован недорогой материал, разгневанный барин раздавил и в пыль
растоптал Митину "дорогую выдумку". Как и Данила, исчез Митя.
Историческое
прошлое Урала вплетается в сказы Бажова не только эпизодами освоения
горных богатств, постройки и расширения заводов, но и все более сильного
закрепощения народа и появления в его среде отдельных смельчаков,
народных мстителей.
Народ всегда приписывал своим
любимым героям особую удачливость и неуязвимость от пуль, а иногда и
бессмертие. Следует этому и Бажов. Чудесные силы природы, не только
Хозяйка Медной горы, но и волшебная кошка с горящими ушами, как в
сказке, помогают смельчакам. Но та же волшебная кошка губит незадачливых
добытчиков, барских прихвостней.
Другими чудесными
персонажами, связанными с золотыми месторождениями, являются
Огневушка-поскакушка и бабка Синюшка, способная девицей обернуться. К
таким же персонажам принадлежат и козлик Серебряное копытце, и чудесные
мураши (муравьи), и голубая змейка. Эти произведения Бажова ближе к
сказкам, он и сам их так иногда называл.
Произведения
уральского сказочника, основанные на фольклоре, общенародные по
содержанию, гуманные по идеям, глубоко народны и по языку, и по стилю.
Не одно поколение читателей радовали и увлекали сказы Павла Петровича
Бажова. И жизнь им предстоит долгая-предолгая.