В социологии широко исследуется проблема социальной мобильности. Если быть точнее, то социальная мобильность - это изменение социального статуса. Есть статус - реальный и мнимый,приписываемый. Любой человек получает определенный статус уже при ро!ждении в зависимости от принадлежности к определенной расе, полу, места рождения, положения родителей. Социальной мобильностью называется совокупность социальных перемещений людей, т.е. изменений индивидом или группой социального статуса, места, занимаемого в стратификационной структуре общества. Существуют два типа социальной мобильности: вертикальная и
горизонтальная. Вертикальная мобильность, в свою очередь, в
зависимости от направления перемещения подразделяется на
восходящую мобильность (социальный подъем, движение вверх) и
нисходящую мобильность (социальный спуск, движение вниз).
Горизонтальная мобильность подразумевает переход индивида из
одного социального слоя в другой, расположенный на том же
уровне. Этот тип мобильности может быть связан с изменением места проживания (миграция), переходом в иную религиозную группу (смену вероисповедания) и т.п. массовые групповые перемещения по вертикали связаны, во-
первых, с глубокими серьезными изменениями в социально-
экономической структуре общества, обусловливающими появление
новых классов, социальных групп, стремящихся к завоеванию
соответствующего их силе и влиянию места в социальной иерархии.
Во - вторых, со сменой идеологических ориентиров, системы
ценностей и норм, политических приоритетов. В этом случае
наблюдается движение наверх тех политических сил, которые
смогли уловить изменения в умонастроениях, ориентация и идеалах
населения. Происходит болезненная, но неизбежная смена
политической элиты. Перемещение в экономической, политической и
профессионально - статусной иерархии происходят, как правило,
одновременно или с небольшим разрывом во времени. Причины
этого во взаимодействии факторов, их вызывающих: изменения в
социально - экономической структуре предопределяют сдвиги в
массовом сознании, а появление новой системы ценностей
открывает дорогу для легитимации социальных интересов, запросов
и притязаний ориентирующихся на нее социальных групп. Так,
осуждающе недоверчивое отношение людей к предпринимателям
начало меняться в сторону одобрения, и даже надежды,
связываемой с их деятельностью. Особенно ярко эта тенденция,
как свидетельствуют социологические опросы, проявляется в
молодежной среде, менее связанной с идеологическими
предрассудками прошлого. Поворот в массовом сознании
предопределяет в конечном итоге молчаливое согласие населения с
возвышением класса предпринимателей, с его приходом на высшие социальные ступени.