Что для меня волонтерство? Как-то трудно сразу ответить на этот вопрос… Что-то же толкает современных девчонок и парней помогать другим, оказывая какую-то посильную помощь?.. И ведь делают они это бескорыстно, просто потому, что кто-то улыбнется в ответ или скажет тихое «спасибо». А это довольно необычно в наше жесткое, прагматичное время, когда чуткость, душевная щедрость не «котируются», ведь все измеряется в денежном эквиваленте. И часто можно услышать: «Волонтер? А сколько тебе платят?». И узнав, что волонтер — это добровольный помощник, делающий какую-то работу бесплатно и по своей инициативе помогающий другим, делают круглые глаза. «Бесплатно?! Да ты что? Рехнулась, что ли?! И зачем тебе это надо? Можно же найти достойную подработку…».
Сначала такое непонимание расстраивало. А потом пришло осознание, что каждый выбирает свое. Ведь нравится кому-то быть эмо или готом, хиппи или панком. Волонтерство — в какой-то степени тоже свое-образная субкультура, объединяющая молодых людей, которые задумываются и о своем здоровье, и о здоровье своих будущих детей. Людей, которые несут свои знания сверстникам… Ведь в этом возрасте ровесникам доверяют гораздо больше, чем взрослым…
К тому же волонтер — человек неравнодушный. Таким ребятам не «все равно», если дворовые мальчишки обижают ребенка или мучают котенка, они не пройдут мимо, если требуется помощь… Любая помощь, пусть даже и незначительная…
Да и кто сказал, что помогать людям надо только на краю пропасти?! По-моему, гораздо важнее приложить усилия, чтобы они к этому краю просто не подошли…
Недавно встретила дочку одной маминой знакомой, с которой не виделась около года. Разговорились. И вдруг во время разговора она достает пачку сигарет и просит у меня зажигалку. Я растерялась, так как помню Юлю как очень скромную и послушную девчонку, обожающую свою маму. И вдруг… Справившись с удивлением, я ответила, что не курю и, соответственно, зажигалки у меня нет. А заодно поинтересовалась, давно ли она сама начала курить. Юлька сначала удивилась, сказав, что у нее все подружки «смолят» и что это вообще-то круто, да и пацанов привлекает. А я — взрослая уже (старше Юльки на три года) и не курю?! Или бросила? И вот только не надо ей нотаций читать, а то уже мамка «задолбала». Эта фраза меня еще больше удивила. Юля всегда относилась к маме бережно, боясь ее огорчить, ведь живут они вдвоем, и в нашем городе у них практически никого нет… А тут… Оказалось, что у мамы завелся «ухажер», Юлька же входила в переходный возраст…
Нотаций я, разумеется, никаких читать не стала, просто пригласила к себе на занятие, у меня как раз намечался тренинг по курению. Конечно, я не была уверена, что Юля придет, но она пришла. И тихо слушала, о чем рассуждают ребята. После занятия я тоже ничего не стала говорить, а просто попросила Юлю помочь мне в проведении соцопроса. Она согласилась. Свой лист с результатами она отдавала, если можно так выразиться, с «круглыми глазами». И сама напросилась помочь нам в подсчете других листов опроса. Результаты ее не просто удивили — они ее ошарашили. Оказалось, что молодые люди уже не считают курение модным и крутым, а парни вообще не хотят иметь близких и серьезных отношений с курящими девушками.
Юля попросила поподробнее рассказать о наших занятиях и о волонтерах. А через какое-то время сообщила, что пытается бросить курить и что это, оказывается, не так-то легко сделать. За полгода затянуло. Но она обязательно бросит! А еще поблагодарила меня за «урок».
И это «спасибо» для меня было очень дорого, ведь Юля — замечательная девчонка…
Это лишь одна история (конечно же, имя я изменила). Но сколько их, таких девчушек, уходящих таким образом во «взрослую жизнь» в переходном периоде?!
И как бы то ни было, но мы, волонтеры, помогаем таким ребятам понять себя. Ну или хотя бы задуматься…
И от этого чувства становится тепло на душе. Так же, как и от благодарных глаз ветеранов, когда ты навещаешь их, чтобы помочь с уборкой, сходить в магазин или просто послушать. Ведь они так страдают порой от одиночества! А глаза детишек в детских домах?! И даже благодарное мурлыканье накормленной уличной мурки… Разве это не счастье — дарить счастье другим?! И просто быть волонтером.