Сокол в славянской языческой мифологии
Сокол – В русских сказках образ сокола используется редко, обычно это связано с мотивом его превращения в доброго молодца, который потом совершает различные подвиги (например «Финист – ясный сокол», «Марья Моревна»). Как символический образ, олицетворяющий «безумство храбрых», встречается в прозаическом стихотворении М. Горького «Песнь о соколе».
Сокол
Сокол быстр, смел и бесстрашен, он способен совершать отважные, дерзкие поступки. В представлении русских связывается с положительным началом и воспринимается как птица, символизирующая напористый порыв, свойственный молодости и часто граничащий с безумством.
Пословицы, приметы:
- Сокол выше солнца не летает
- Соколу лебедь не в диво
- Сокол на одном месте не сидит, а где птицу видит, туда и летит
- Знать сокола по полету, а доброго молодца по походке
- Гол как сокол
Орел в славянской мифологии
Орёл — особо почитаемая, божья птица, царь птиц и владыка небес. Большинство мотивов, связанных с ОРЛОМ в народной традиции, имеет книжное происхождение. ОРЛА считают старшим и главным среди птиц. В белорусской загадке ОРЁЛ наделен царскими и божественными атрибутами: «Под дубом райским, под крыжом царским два орлы орлують, одно яйцо балують» (Крещение). В песенных текстах ОРЁЛ как царь и хозяин устраивает свадьбу птиц. Согласно поверью, все ОРЛЫ происходят от царей. Роль ОРЛА как хозяина небес отражена в народной легенде о том, как Александр Македонский хотел взойти на небо, но ОРЁЛ не пустил его туда. Образ двуглавого Орла, представляющий собой, вероятно, первоначально отражение характерной двучленной (симметрич-ной) структуры многих архаических мотивов, связанных с Орлом, позднее становится весьма популярным в искусстве (уже в древней Малой Азии в хеттский период) и в геральдике. Геральдическое значение Орла характерно ещё для Шумера (Орел с львиной головой), боевая инсигния Древнего Рима, изображение Орла (белый, чёрный, одно или двуглавый) в государственной геральдике Византии, Польши, Германии и других стран (двуглавый Орел— важнейшая составная часть герба царской России).
ОРЁЛ связан с небесными стихиями и управляет ими. У южных славян распространено поверье об ОРЛЕ как предводителе градовых туч. Он борется с тучей (К: см. Хала), отводит ее от полей и спасает урожай. Поэтому убивать ОРЛА запрещено, а нарушившему этот запрет грозят страшные кары. Родственна этим представлениям русская загадка о туче: «Летит орлица по синему небу, крылья распластала, солнышко достала». В заговоре ОРЁЛ изображается мечущим молнию: «Летел орел из Хвалынского моря... кинул Громову стрелу во сыру землю». Поверье приписывает ОРЛАМ способность посещать небесный мир.
ОРЕЛ - птица Перуна Громовержца, его инкарнация. Именно Орел в мифах многих народов сопровождает Громовержца. Громовержец может превращаться в Орла, может летать на Орле, посылать его выполнять различные поручения. Для всех славянских народов царь-птица, олицетворение гордого могущества и вольности. Бог-громовник чаще всего воплощался в нем.
Простонародные русские сказания приписывают орлу способность пожирать сразу по целому быку и по три печи хлеба, выпивать за единый дух по целому ушату меда ставленного.
Но эти же сказания рисуют его богатырь-птицею, разбивающею в мелкие щепки вековые дубы своей могучей грудью. Может царь-птица в своем грозном гневе испускать из острого клюва огонь, испепеляющий целые города.
Появление парящего орла над войском служило предзнаменованием победы — и не у одних древних славян.
По старинному поверию, у каждого орла в гнезде спрятан орлов-камень, или камень-огневик, охраняющий от всех болезней.