Во второй
половине I тысячелетия до н.э. и в первые
века христианской эры во всем ареале
Восточного Средиземноморья
происходили изменения в традиционном
мировоззрении основных масс населения,
которые подготовили появление и
распространение новой мировой религии
— христианства. В период господства
мифологического мышления люди, по
традиции, перешедшей от длинного ряда
предков, полагались на заданность
миропорядка и своего места в
коллективе как его органической части.
Неизбежность событий, связанных с
таким миропорядком, не вызывала
сомнений. Теперь же традиционные устои
повсеместно рушились, греко-македонские,
римские, парфянские завоевания
приводили к падению и возвышению
государств на территориях, огромных по
масштабу, и втянутым в эти процессы
человеческим массам. Происходило
насильственное и добровольное
переселение, терялись родственные и
общинные связи, успех или поражение
казались часто случайными и
непредвиденными. В этих условиях все
ощутимее становится потребность в вере
в могущественного бога-покровителя,
который мог бы спасти не племя, не
общину, не город, а данного конкретного
человека, лишенного прежних гарантий
привычного существования.